Архетип Апокалипсиса в жизни современного человека (часть 2)

Иоанн был праведником, верным последователем Христа. Он в своей жизни был сконцентрирован на творении добра и любви для людей. И именно ему открылся опыт божественного или нуминозного, когда он находился в заточении на острове Патмос (и это важно для психологов), то есть пребывал в опыте, который не может не сказаться на личности (изоляция, физические лишения существенно ограничивают поток либидо или сексуальной энергии). Именно за этим откровением Эдингер предполагает извержение либидо в тюремных условиях. И в самом деле. Если либидо целой группы людей подавляется слишком долго, то дальше идёт взрыв — бунт или беспорядки. Иоанн слышал голос за спиной…

В Откровении диалога нет, общение одностороннее: голос вещает, а Иоанн ему внимает. Это — мистический опыт или пассивное воображение, но не активное.

Все жаждущие видений создают себе опыт заточения либидо, чтобы оно послужило для создания видений.

Что происходит в нашей работе с клиентами в процессе терапии? Мы разворачиваем и отражаем клиента так, чтобы он смог увидеть свое бессознательное. Клиент, поворачиваясь к бессознательному, сначала вслушивается, а позже вступает с ним в диалог.

Эдвард Эдингер

Как Эдингер представляет Архетип? Во-первых, архетип представляет собой изначальный, разделяемый всеми принцип, в согласии с которым психика организует своё содержимое. В таком контексте архетип следует понимать как производное объективной, надличностной психической реальности — в противопоставлении психике отдельно взятого индивида. Это — первая характеристика Архетипа.

Другая же сторона, на которую меньше всего обращают внимание, но которую нельзя не отметить, заключается в том, что архетип — активно действующая сила; это живой организм психического свойства, а среда его обитания — коллективная психика. Всякий раз, сталкиваясь с Архетипом, следует не забывать о его двойственности.

Рассматривая Архетип как изначальный принцип, мы можем говорить о нём, как об объекте познания. Но когда Архетип выступает как активно действующее начало — он предстает перед нами как субъект, как живое существо, обладающее волей и подобием сознания. Мы можем признавать за ним спонтанность и целенаправленность.

Все это стоит помнить и при анализе Архетипа Апокалипсиса.

Эдингер Э. «Архетип Апокалипсиса»

Теперь попробуем разобраться с тем, что мы понимаем под Апокалипсисом. От греческого «Откровение», но ещё и «проявление того, что было скрыто». Более точно, оно означает «открывать», «снимать покров» с того, что было тайным или скрытым, проявлять доселе невидимое. В религиозном контексте слово Апокалипсис стало относиться к такому явлению, как приход Бога для утверждения своего всемогущества, или Миссии для того, чтобы судить, вознаграждать или наказывать. Апокалиптическая литература — и в этом её отличительная характеристика — описывает сны, видения и путешествия на небеса, где перед сновидцем или пророком открываются внеземные чудеса и развертывается план мировой истории вплоть до «Конца Света» в кульминирующей части. Обычно в повествование включены сцены «Страшного Суда», где появляется «Мессия», или божественный король, казнит и милует, а потом восстанавливает равновесие вещей — или же утверждает «Новый порядок».

Этот жанр предполагает четыре повествовательных узла: 1) Откровение; 2) Суд; 3) Наказание или Разрушение (как следствие Суда) и в итоге 4) Новый мир.

Мне кажется, эти узловые моменты обнаруживаются в опыте психотерапевтического взаимодействия клиента и психотерапевта.

Ещё важно отметить, что Архетипы разворачиваются в той психической материи, которую им удалось захватить. Они прожорливы и пожирают маленькие людские Эго, а потом действуют от их имени.

Нет никакого сомнения в том, что Архетип Апокалипсиса получил серьезную власть в начале христианства, когда и возникло обилие апокалиптической литературы того времени.

В наши дни, когда мы находимся на пороге серьезных социальных мировых изменений, этот Архетип проявляется с новой силой. И он проявляется как на личном, так и на коллективном уровнях.

«Воспоминания, сновидения, размышления» К.Г. Юнг

В своей работе «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг пишет, что «Человек, не перегоревший в аду собственных страстей, не может их победить. И они прячутся рядом, в соседнем доме, чего он даже не предполагает. А пламя в любой момент может перекинуться и сжечь дом, который он считает своим. То, от чего мы уходим, уклоняемся, якобы забывая, находится в опасной близости от нас. И, в конечном счете, оно вернется, но с удвоенной силой». Это поистине золотые слова. Все мы умеем замечать соринку в чужом глазу, а бревна в своём не заметим… Сколько лет иногда в терапии приходится потратить на обнаружение своего механизма проекции, отчуждении своих самых страшных и потаенных уголков души в тень.

И вот уже в своей знаменитой «Красной книге» Юнг пишет: «Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет».

В работе с клиентами мы прикасаемся к своему и клиентскому психическому материалу, который мы спрятали в тени. Внешнему миру мы демонстрируем зачастую свои маски и от этого остаемся безумно одиноки… Себя настоящего показать небезопасно… И это — правда. Временами кажется, кому она эта правда нужна?!!! Но без неё мы несвободны, мы контролируем, скрывая себя. Но по факту оказывается, что меняющий свою свободу на безопасность, зачастую не получает ни одного, ни другого. Мы ищем чьи-то примеры, на которые могли бы опереться… Но увы, часто разочаровываемся… В психотерапии очень важен анализ наших установок, взятых от авторитетных фигур в различные моменты человеческой жизни. Часть из них уже, к сожалению, не уместны и даже вредны в реальной жизни… В терапии клиент нуждается в ревизии своих представлений о жизни. Его потребность — творческое приспособление к ней. Не жизнь из чужих представлений и чужого опыта, а поиск своих смыслов, своего Пути.

«Красная книга» К.Г. Юнг

В «Красной книге» Юнг смело говорит: «Горе тем, кто живет примерами! Нет жизни в них. Если вы живете в соответствии с примерами, вы живете жизнью этого примера, но кто будет жить вашу жизнь, как не вы сами? Так живите сами».

Часто психотерапевту приходится сопровождать клиента, когда он блуждает в подвалах, чердаках и тайных комнатах клиента, переживая вместе с ним ужас, стыд, вину, страх, гнев и прочие нелегкие чувства… Это очень важно — разделить с другим человеком непростые моменты своей жизни, обнаружить бесчисленные раны, быть узнанным, понятым и принятым, принять сочувствие и помощь от другого, который находится с тобой рядом. Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада. Перед терапевтом порою разверзаются ворота клиентского ада, а иногда и своего…

Человеку нужно лишь ясно понять, что он накрепко заперт в стенах своего разума и не может выйти за его пределы, даже в безумии, и что облик мира или его богов во многом зависит от его собственного психического состояния. («О психологии восточных религий и философий») Человеческие отношения строятся как раз не на дифференциации и совершенстве, поскольку они только подчеркивают различия или приводят к прямо противоположному результату; нет, в их основе лежат несовершенство, слабость, беспомощность и потребность в поддержке, то есть те компоненты, из которых состоит основа зависимости. Совершенство ни в ком не нуждается, в отличие от слабости, которая ищет поддержки и не предлагает своему партнеру ничего такого, что могло бы поставить его в невыгодное положение или даже унизить.

Психологически «демоны» не что иное, как вторжения бессознательного, то есть спонтанных бессознательных комплексов в беспрерывность сознательного течения человеческой жизни. В своей работе «Психологические типы» Юнг пишет, что комплексы можно сравнить с демонами; они капризно нарушают наше мышление и наши поступки; поэтому в древние времена за бесовскую одержимость принимали зачастую тяжкие  невропатологические явления, которым трудно было дать здоровое или хотя бы разумное объяснение.

Даже многое осознавая и понимая про себя человеку трудно приходится в социальном окружении. «Каждый человек становится, не отдавая себе в этом отчета, в определенном смысле хуже, когда он находится в обществе, нежели когда он действует в одиночку; ибо он чувствует поддержку общества и до известной степени освобождается им от индивидуальной ответственности», — пишет Юнг в своем «Отношение между эго и бессознательным».

«Нормальный человек» — идеальная цель для неудачников, — для всех тех, кто находится ниже общего уровня приспособленности. Это уже его наблюдение, описанное в «Проблемах души нашего времени». Сейчас человеку страшно все: и превратиться в послушную серую массу, утратив связь со своей душой, и проявиться в своей индивидуальности, рискуя быть сожранным перевозбужденным или завистливым окружением…

Социальные изменения для каждого происходят в эмоциональной связи с другими людьми. Но зачастую «Эмоциональные связи — это наши желания, они несут с собой принуждение и несвободу. Ожидая чего-то от других, мы тем самым ставим себя в зависимость от кого-то», — пишет Юнг в своей книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления». И с этим не поспоришь. Мы нуждаемся в уважении, принятии, взаимопонимании, принадлежности к обществу людей. Но порою требование социальной среды за принадлежность огромны: лояльность любой ценой, подавление здоровой агрессии, утрата свободы, соглашательство… Одиночество же современного человека заключается вовсе не в том, что никого нет рядом, суть его в невозможности донести до других то, что тебе представляется важным, а еще —  в отсутствии единомышленников.

Сегодня все мы живем в очень нестабильном, а значит и непредсказуемом мире. Перемены в нём могут быть внезапны, даже если они назрели и необходимы. Для кого-то они несут радость, а для кого-то грозят разрушением. Колоссальное напряжение в жизни человека изматывает его, подрывает его защитные силы, постепенно выводит из строя его иммунную систему. С одной стороны, некоторая доля стресса просто необходима для движения по жизни, но когда стрессовые факторы чрезмерно сильны или длятся очень долго, то мы имеем в ответ на такие обстоятельства серьезные последствия. Люди заболевают, сходят с ума, преждевременно уходят из жизни, оставляя переживание боли родным и близким.

Особенностью современного мира становится нарастающий в различных сферах нашего бытия его величество — Хаос. Хаос стремится разрушить всё. Сейчас он в головах, телах, ценностях, на уровне семьи, городов и сельских поселений, на уровне управления и на уровне исполнения, на уровне связей, на уровне государств и мирового устройства. Безумие двойных стандартов не дает необходимых для жизни опор.

Большое напряжение люди испытывают в своих семьях, хотя именно семья зачастую помогает людям противостоять внешнему хаосу. Хотя институт семьи сегодня тоже под ударом. Мне кажется, что сейчас средства массовой коммуникации зачастую трудятся на дискредитацию традиционной семьи, особенно зарубежные СМИ. А ведь именно семья испокон веков была пространством, в котором есть место границам, в ней идёт накопление совместных ресурсов, в ней имеют место и охраняются общие ценности, в ней правят традиции, в ней есть место для принадлежности, близости и любви.

Сегодня, слава Богу, семьи в кризисе пытаются найти для себя поддержку и ресурсы в кризисные времена в семейной психотерапии. В работе с семьями мы пытаемся оздоровить атмосферу семьи, разрядить накопившуюся агрессию, уделить внимание самым главным потребностям — во взаимном интересе, нежности и тепле, в заботе друг о друге, в любви, взаимовыручке, взаимной поддержке. Семья стойко сохраняет традиционные ценности и смыслы, тщательно оберегая их от внешних угроз.

И чем на более раннем кризисном этапе семья обращается в терапию — тем лучше.

И тоже самое в вопросах личностных кризисов. Запущенные случаи всегда с осложнениями, всегда потребуют больших ресурсов для восстановления. И самое страшное — когда помочь уже нельзя… Когда уходят из жизни люди, когда распадаются семьи… Но даже тогда терапия имеет смысл для поддержки уходящего человека и его родных, для проживания утраты, для ассимиляции трагического опыта в системе, для проживания тяжелых чувств, для поддержки и поиска новых ресурсов для жизни. Дальше я буду рассказывать о всадниках Апокалипсиса. И попробую делать это с примерами, понятными для всех. Берегите себя и своих близких!

Васнецов В.М. «Воины Апокалипсиса» (1887 год)

С уважением, Лилия Семёнова.

31.08.2018 года.

Все права защищены © 2012-2020 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.