«Герника» Пикассо и наше время

Вчера для меня был удивительный день. Моя сестра, Людмила, пригласила меня на выставку графических работ Пикассо в музее искусств. Выставка была небольшой, но организована очень трогательно. Истории жизни художника и его картины в ретроспективе вызывали настоящий трепет. Я с удивлением обнаружила написанную им в Голубом периоде своего одиночества «Девочку на шаре». Одноименное литературное произведение Ирины Млодик, я давно храню в числе своих любимых книг.

Фотографии мастера были так забавны и удивительны. Я почувствовала, что хочу открывать для себя этого человека ещё и ещё. Как-то неожиданно для меня открылся удивительный мир  талантливого человека, непредсказуемого и страстного мужчины, нежного и заботливого отца. На некоторых снимках на меня смотрел очень шкодный, словно ребенок, взрослый с удивительными глазами, озорничающий и лучащийся жизнью. Это было так любопытно и душевно тепло.

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо

Но когда я стала знакомиться с историей создания «Герники» — я как будто потерялась в пространстве между мирами. Меня до глубины души потрясло то, что я узнала об этом периоде жизни и творчества Пикассо на выставке.

О «Гернике»

Свою «Гернику» Пикассо выстрадал после ужасных событий 1937 года в Испании, когда фашистская авиация практически уничтожила и стерла с лица Земли баскский городок, сбросив на него 22 тонны своих бомб. Проклятым легионом «Кондор» был совершенно разрушен центр города Герника, разрушено было 70 процентов зданий и, что самое страшное, было убито 1600 человек. Так был уничтожен шеститысячный город. Он горел ещё трое суток. Около двух тысяч человек оказались под завалами. Сам Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении этого испанского города потрясла его душу и сердце. По заказу Испанского Правительства он практически за месяц, работая по 10 — 12 часов в сутки, написал в манере кубизма огромное в черно-белой гамме полотно. Его размер 3,5 метров высотой и 7,8 метров длиной.

"Герника" Пабло Пикассо

«Герника» Пабло Пикассо

На Французской Всемирной выставке в Париже картину приняли довольно холодно. Некоторые издания утверждали, что она — худшее из того, что до сих пор было написано её автором. Её не поняли, кто-то посчитал пропагандистской, кто-то критиковал её за за отсутствие художественности. Мир оказался не готов увидеть на полотне леденящие душу ужасы фашизма и войны, их бессмысленность и чудовищную жестокость.

И уже впоследствии Пабло говорил, что «чего только не слышал он о судьбе своего художественного детища и от друзей, и от врагов». Но все же друзей оказалось больше. Постепенно картину признали. Её мощь и отраженная человеческая боль мобилизовывали на борьбу с фашизмом всех людей доброй воли. Парадоксально, но факт — картину признали значительным антивоенным произведением. Говорили, что только за него можно было бы считать Пикассо величайшим художником своей эпохи.

Не могу удержаться и добавлю сюда описание «Герники» из Википедии:

««Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор чёрно-белой палитры, с одной стороны, передаёт хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны.

«Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.

Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей мёртвого ребёнка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами.

Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа.

Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок.

Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток).

Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу.

Непосредственно справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку.

Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади.

За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь.

На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.

Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец картины.

На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). Пикассо не был религиозен. Хотя его личность сформировалась под воздействием культуры преобладающе католической Испании, эти символы не должны интерпретироваться как христианская идентификация художника. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, что люди вынуждены страдать безо всякой на то причины.

Пол напоминает карту, план боевых действий».

Трактовки изображённого на картине
(также взяты мной из Википедии):
Пабло Пикассо

Пабло Пикассо

«Множество разногласий вызвала изображённая в левом верхнем углу картины голова быка — это персонаж, который смотрит на всё происходящее вокруг абсолютно безразлично, его взгляд устремлён в никуда. Он не сочувствует участникам картины, не может понять всего ужаса происходящего. Некоторые искусствоведы считают, что это олицетворение фашизма и всего мирового зла. Именно быку лошадь, находящаяся в центре, адресует свои последние «проклятья», но бык не замечает её, как и не замечает всего, что происходит вокруг. Другие исследователи, например Н. А. Дмитриева, предполагают, что бык — символ глухоты, непонимания, неведения.

Некоторые испанцы трактуют быка как саму Испанию, которая отвернулась от происходящего в Гернике (отсылка к тому, что Франко предательски разрешил бомбардировку своего города)».

Эпилог

Не менее интересен такой факт:

В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру риторический вопрос о картине. «Нет, — ответил он, — это сделали вы. Можете взять себе на память». Неизвестно, почему нацисты оставили этот ответ без последствий.

Так этот потрясающий человек и удивительный художник показал всему миру зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах в черно-белых тонах.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо

В 1939 году картина была перевезена в Нью-Йорк, с условием, что она будет возвращена в Испанию, только, когда там будет установлена демократия. В 1967 году, после некоторого политического смягчения авторитарного строя генерала Франко, правительство Испании попыталось вернуть «Гернику», однако Пикассо ответил отказом. И только в 1981 году она вернулась на родину художника. Как и во времена Пикассо, в настоящее время отношение к картине неоднозначное. В первую очередь осторожность проявляется со стороны политических деятелей. Известно, что в 2003 году копия картины в здании ООН в Америке была занавешена тканью. Это совпало с обсуждением вторжения в Ирак.

Я смотрела на «Гернику» и вспоминала жуткие репортажи из Сербии, Ирака, Ливии, Сирии, Украинских Донецка и Луганска. Более чем актуальна эта картина для наших дней. В мире накоплено так много ненависти. Последствия её ужасающи. Можно ли это остановить. Мы живем, радуемся, что-то созидаем, что-то задумываем на будущее, но фоном идет переживание беды, которая совсем недалеко от нас. Так хочется, чтобы это прекратилось.

Сегодня многим живется финансово сложнее, но на выставке было много людей. Что-то в наших душах происходит, и мы тянемся к искусству, культуре, творчеству и на душе становится теплей. И появляется надежда на любовь, которая спасет наш сумасшедший мир.

С уважением, Лилия Семёнова.

14.10.2016 года.

Все права защищены © 2012-2016 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.