
Всадники Апокалипсиса
Четыре всадника Апокалипсиса — персонажи из шестой главы Иоанна Богослова.
До сих пор нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Чума (тот, который едет на белом коне — ещё известен как Завоеватель), Война (на рыжем коне — ещё известен как Раздор), Голод (на вороном коне) и Смерть (на бледном коне). Бог призывает их и наделяет силой сеять хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения.
Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри» — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.
Всадник на белом коне

Philippe Jacques 1798
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить».
Белый цвет коня обычно рассматривается как олицетворение праведности или лжеправедности, также – раздора, поскольку он из серии негативных явлений в человеческой жизни приходит первым.
Праведность – это жизнь в любви распространении слова Божьего, Библии. Иисус – всадник и Завоеватель. Под снятием первой печати можно подразумевать сонм апостолов, которые, подобно луку, направив против демонов Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвлённых спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления, ибо победили истиною князя тьмы и претерпели насильственную смерть за исповедание Владычного имени ради второй победы.
Лжеправедность
Исходя из того, что остальные всадники явно олицетворяют зло и разрушительные силы природы, и принимая во внимание тот общий стиль появления и описания всадников, другие исследователи делают вывод, что первый всадник тоже олицетворяет зло. Он — война и внутренний раздор, Антихрист, как интерпретирует его известный евангеллист Билли Грэм. Он — олицетворение лжепророчеств, основываясь на различиях всадника из шестой главы Откровения и Иисуса на белом коне из девятнадцатой главы. Ибо в Откровении Иисус имеет множество венцов, в то время как всадник из Откровения — только один.
Тема раздоров с людьми чаще всего приводит клиентов разбираться с таковыми в процессе психотерапии. В ней много боли, гнева, ярости и ненависти под которыми скрываются дефициты, настоящий потребностный голод, страх, стыд и др. Когда внешний мир становится давящим, напряженным, когда в нём нарастают разного рода опасности и угрозы – это очень влияет на жизнь человека в коллективе, а прежде всего – в семье. Часть людей замыкается и уходит в себя, другая тревожится, не понимая, что происходит. Эмоциональная связь замыкается, прерывая поток доверия, поддержки и любви. Недоверие ослабляет связи внутри семьи, проявления любви сокращаются, в отношениях нарастает подозрительность, нетерпимость, жесткая конфликтность, нарастает контроль, может разыграться борьба за власть, которая никак не поддержит, а только обесточит и похитит ещё часть такой необходимой для жизни энергии.
Вспоминаются слова из песни: «И треснул мир напополам – кипит раздор…»
Психические процессы – это огромный внутренний мир. Не понимать этого – видеть только верхушку айсберга… Айсберга бессознательного. Если в вашей жизни вам показался призрак Апокалипсиса в виде Раздора – нужно насторожиться. Не всегда можно сразу понять, с чем имеете дело… Это просто страхи, реальные угрозы или уже беда, которая начинает разрушать что-то конкретное в вашей жизни. И нужно принимать быстрые и необходимые решения, пытаться спасти и сохранить важное, возможно чем-то пожертвовать, как-то приспособиться и сориентироваться.
Всадник на рыжем коне

Всадник на рыжем коне
«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».
Второго всадника обычно именуют Войной. Конь его красного цвета, в некоторых переводах — «пламенно» красного или рыжего. Этот цвет, как и большой меч в руках всадника, означают кровь, пролитую на поле боя.
По мнению Святого Андрея, архиепископа Кесарийского, здесь разумеется апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал «не мир пришёл Я принести, но меч». Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «сидящему на нём дано взять мир с земли» указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных.
Если всадник Раздора не замечен, не обнаружен, не обезврежен вовремя – жди всадника Войны. А это уже не просто ссора или драка… Это безумие, при котором меняется уже очень многое. Не зря есть такая поговорка «Война все спишет».
Я думаю каждый человек сегодня живет в страхе Войны, ожидании Войны, реальности Войны… Когда приходит война меняется всё – разрешается убийство людей, разрешается грабить и уничтожать чужую собственность, разрешаются пытки и каторжный труд, лишение любого человеческих прав на жизнь и достоинство, на собственность и на неприкосновенность жилища.
Люди забыли ужасные уроки Мировых войн… Уже переписывается история, демонизируются победители, канонизируются побежденные. Но уроки войны – они про то, как люди дошли до края возможного злодейства, жестокости, геройства, самопожертвования, а также о безразличии, серости, лжесвидетельстве, предательстве, зависти, алчности, стойкости, любви и ненависти…
Все мы несем в своем бессознательном уроки этих войн, память о родных, близких, о своем народе, своей стране, человечестве…
Мир становится расколот на своих и врагов в гигантских масштабах. Мужчины становятся очень важны – нужна их физическая сила, навыки сражаться, смелость, решительность, агрессивность. Женщины, как могут, берегут детей, организовывают быт, пищу, уход. Детям потребуется слушаться, чтобы выживать.
Для меня это не просто слова. Я видела женщин-психологов, живущих в зоне войны. Это поразительно… Где они находят силы жить, иногда даже учиться, они берутся за любую работу, они теряют или готовы в любой момент потерять своих близких… Это очень страшно…
А иногда война разворачивается на уровне тела… Это то, с чем я работаю… И это угроза приближения следующего всадника Апокалипсиса…
Эти темы поднимаются в процессе глубинной терапевтической аналитической работы с клиентами. Внутренние войны, внутриличностные конфликты – это также поля терапевтической работы специалиста в области психотерапии.
Всадник на вороном коне

Всадник на вороном коне
«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай».
Третий всадник скачет на чёрном коне, и в основном считается, что он олицетворяет голод. Чёрный цвет коня может рассматриваться как цвет смерти. Всадник несёт в руке меру или весы, означая способ деления хлеба во время голода.
Из всех четырёх всадников чёрный — единственный, чьё появление сопровождается произнесённой фразой. Иоанн слышит голос, идущий от одного из четырёх животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина. Подразумевается, что в связи с голодом, несущимся чёрным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится. Это можно объяснить естественно тем, что зерновые хуже переносят засухи, чем оливковые деревья и виноградные кустарники, пускающие глубокие корни. Это высказывание можно трактовать по-разному. Оно, с одной стороны, может означать изобилие предметов роскоши при почти полном исчерпывании товаров первой необходимости, таких как хлеб. С другой же стороны, сохранение вина и елея может символизировать сохранение верующих христиан, использующих вино и елей для причащения.
Чёрный конь может также означать плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Весы есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарий, быть может, означает чувственный голод. В переносном смысле мера пшеницы, оцениваемая динарием, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Три меры ячменя могут быть теми, кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние.
В терапии я часто встречаю призрак этого всадника. Современный мир в целом кажется безопасным. Но многие люди сегодня много трудятся, создавая ресурсы для семьи. Но быстро меняющийся мир запросто может отказаться от твоих услуг. Иногда совсем неожиданно. Хорошо, если в семье могут подержать своего близкого, дать ему пережить потерю, чтобы он снова смог сориентироваться и адаптироваться к внешнему миру, найдя для себя новые места и способы добычи ресурсов для себя и для своей семьи. А если нет… В такие моменты призрак Голода может захватить сознание, напугать до Смерти, обесточить и даже погубить… Если нет ресурсов в семье – ищите поддержку во внешнем мире. Возьмите себе помощь специалиста, чтобы выйти из зоны тяжелых чувств.
Ещё в работе часто встречаю Голод иного рода. Его практически невозможно утолить. Во-первых, когда в окружении человека нет ресурсов для насыщения… Тогда и он, и его семья будут переживать истощение, будут терять постепенно свои силы, будут ограничивать свой рост и развитие, а иногда – вообще угасать. В таких условиях в семьях нарастает Апокалипсис. Остро ставшие вопросы ресурсов для жизни могут привести к отчуждению людей друг от друга, нарастанию агрессии и претензий от тех, кто является добытчиком к тому, кто является иждивенцем. В такие моменты могут быть пересмотрены семейные ценности. Неожиданно ценным может стать то, чего раньше стыдились. Например, жадность, прижимистость, способность что-то стащить, захватить, привлечь, утаить, накопить. Способность к открытости и щедрости может в такие моменты отвергаться и даже приравниваться к преступлению против своих.
Так происходит подмена важного и ценного – основы семьи. Страх Голода – может уничтожить теплые эмоцинальные отношения в семье, в лучшем случае сохранив формальную заботу друг о друге, пожертвовав эмоциональной близостью и вовлеченностью в отношения друг с другом. Иногда, чтобы не погибнуть от Голода, люди уезжают с привычных мест, покидают свою привычную жизнь. Это – большое испытание. Бывает, кто-то наиболее рисковый едет на разведку, проходит много испытаний, чтобы зацепиться и обосноваться на новом месте. Границы семьи в этом случае сильно растягиваются. Иногда это удается и семья перебирается к нему. А иногда, если границы семьи не выдерживают и становятся очень проницаемыми – расстояние лишь увеличивает пропасть между членами семьи… Так могут рушиться семьи.
Во-вторых, есть Голод, который не насыщается тем, чем пытаются его утолить. Когда я вижу по телевизору гаражи или дома, в которых деньги собраны кубометрами… Я понимаю, что этот Голод безумен, он поглощает и крадет ресурсы у других людей, которые в этот момент, быть может, сводят концы с концами… Болезнь коррупции тоже из этой области. Это – одержимость. Её часто питает стыд и страх… Быть никем… или ничем… Хапать, создавая иллюзию неуязвимости, непотопляемости… Это – морок… болезнь души…
Я ещё подумала о тех, с кем работаю очень часто (с людьми, которые тяжело заболели или на грани), что острое конфликтное напряжение между человеком и окружающим его социумом, особенно ближайшим, может стать точкой, где любой человек заболеет или у него случится психотический срыв. И это не означает, что человек – слабак. Такая точка напряжения есть у каждого человека. И это очень опасно. Есть предельные нагрузки для наших имунных систем. А это уже показался следующий всадник, о котором я напишу дальше.
На каждом из этих этапов люди могут прийти в терапию за поддержкой. Опыт показывает, что это имеет смысл. Хотя гарантировать ничего невозможно, но клубок чувств и телесных реакций на страх и ужас может ослепить и парализовать. Если нет средств на терапию – используйте телефоны доверия.
Всадник на бледном коне

Всадник на бледном коне
«И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».
Четвёртый и последний всадник именуется Смертью. Среди всех всадников, этот — единственный, чье имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор». В отличие от остальных всадников, не описывается, несёт ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу или меч.
Цвет лошади последнего всадника описан как «бледный», как будто он олицетворяет собой бледность трупа. Снятие четвёртой печати и появление бледного коня со всадником, имя которому смерть, означает проявление гнева Божия в отмщение за грешников — это различные бедствия последних времен, предсказанные Христом Спасителем.
Современный мир наполнен искушениями, соблазнами, миражами… Он разорван на мир земных Богов, всемогущих и владеющих всем и миры голодных, испуганных, рыдающих или обозленных, коих и не счесть. Огромный разрыв между богатыми и бедными. Невозможность встречи, погоня за навязанными идеалами и ценностями, глубокая неудовлетворенность жизнью ведут к обесцениванию жизни, в преждевременную смерть. И много других процессов, о которых можно говорить с ужасом и болью бесконечно. Мы как человечество стали со своим сознанием опасны даже для планеты, на которой живем. Мы утратили веру в Бога и превратились в Летучий Голландец, который несется неведомо куда, и на котором все уже мертвы…
Нам нужно остановиться и понять, кто мы, куда мы…
В моей практике я чаще всего имею дело с клиентами, которые тяжело больны. Они растеряны, напуганы, в глубоком отчаянии. Они не верят ни в каких Богов. Они словно утратили контакт с Душой и Духом.
Страх своей смерти, потери родных и близких – это то, что все-таки иногда способно остановить безумные процессы в жизни человека. Иногда с этими в терапию к моим коллегам приходят такие клиенты. Порой совершенно измученные, обессиленные, порой телесно уже разрушенные донельзя и замершие в ужасе на краю своего личного Ада…
Так случилось, что и моя семья пережила свой Апокалипсис… И это не в первый раз.
Пережив столько ужаса, бессилия и боли, мы снова обрели друг друга. Многое пришлось изменить. Я благодарю ещё раз за поддержку людей, оказавших помощь, терапевтов и коллег за эмоциональную поддержку. Ведь такие испытания могут случиться в жизни любого человека.
И сейчас я много работаю и обучаюсь, тружусь в личной терапии и групповой работе. После таких потрясений легче принять человеческое несовершенство, боль и сильные чувства других людей. Очень ценным ресурсом для меня стала супервизорская группа, где мы поддерживаем себя и свои навыки работы с клиентскими случаями. И ещё я поняла, что человеческая жизнь прежде всего требует огромного уважения к смерти. Для самой жизни, как бы странно это не звучало.
Мало кто говорит насколько тяжелым бывает процесс психотерапии, какие трудности приходится переживать клиенту и терапевту рядом с ним. Иногда это напоминает Апокалиптический процесс. Начинается все с откровения, открытия своей жизни другому. Если бы вы знали, как это может быть непросто, сколько требует взаимных усилий. Суд… Он зачастую происходит в психике клиента… И часто люди судят себя самой строгой мерой, а иногда безумно боятся признать свою вину… Потому что следом наступит Наказание или Разрушение (как следствие Суда)… Но то очень важно: оно все равно происходит… Осознанно или нет… И тогда признание того, что есть на самом деле, создает условия для Нового мира. И процессы интеграции всего, что есть в нашей психике очень важны и жизненно необходимы для каждого человека и человечества в целом. Они дают необходимое высвобождение творческих ресурсов человека и надежду на лучшее…
С уважением, Лилия Семёнова.
07.09.2018 года.
Все права защищены © 2012-2020 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.