Сегодня совершенно неожиданно увидела вечерний показ фильма «Последнее воскресение» на 1 канале, рассказывающий о последнем драматичном и интереснейшем периоде жизни писателя Льва Николаевича Толстого. Сначала подумала, что посмотрю немного, но потом было уже просто не оторваться. Моя девичья фамилия – Толстая. Я с самого детства так недолюбливала её, потому что хотя мы и живем в великой стране, но 2 человека из 3 обязательно ставили ударение на букву «о». И мне очень хотелось или провалиться сквозь землю от стыда, или кого-нибудь треснуть по башке от злости. Так я и прожила до смены своей фамилии. Моя сестра, наоборот, даже выйдя замуж, оставила себе свою. Она занималась поиском родных со стороны Льва Николаевича, потому что мы знали дедушкин рассказ про то, как ему не позволили служить в авиации, как он мечтал. Каким-то образом НКВД запретило «графскому отпрыску» возможность улететь из России или перейти на сторону врага на боевом самолете. И дедушке позволили воевать только в артиллерии. Я сама всегда избегала разговоров о родстве с Толстым. Я, конечно же, читала практически все его сочинения. Меня поражал масштаб и великолепие его литературных трудов. Меня как-то пугало то, что его отлучили Синодом от Русской Православной Церкви. Я до сих пор не могу толком понять: «За что?» Я знала, что в конце своей жизни он ушел из имения и его смерть стала буквально №1 в царской России того времени.
Личность Толстого интересовала общество всегда: при жизни и после смерти. О нём написаны сотни книг, его творчество по сей день привлекает к себе внимание огромного количества людей во всем мире, в Ясную поляну приезжают толпы туристов… И я думаю, это не только потому, что он был великим писателем, считался гением, для толстовцев он был просто святым «мессией» — он был удивительным человеком, который жил с неисполнимым желанием постичь истину и познать Бога, добиться абсолютной гармонии с самим собой и окружающим его миром. Конечно, это ещё не удавалось никому из простых смертных и вряд ли такое возможно вообще…
И я совершенно не ожидала, какие потрясающие чувства испытаю во время просмотра этого фильма. Удивительно, что этот фильм сняли иностранцы. Сценарий фильма написан на основе романа «The Last Station» Джея Парини. Роман был написан им по дневникам самого Толстого, членов его семьи и близких друзей. Могу отметить только потрясающую удивительную игру актеров, снявшихся в этом замечательном фильме, особенно Хелен Миррен в роли Софьи Андреевны и Кристофера Пламмера в роли Льва Николаевича.
В самом начале фильма показано, как всё смешалось в имении Толстых. Какие вовсе нешуточные страсти кипят в Ясной Поляне. Сюжет начинает развиваться с прибытия в Ясную поляну нового секретаря для великого писателя и общественного деятеля Льва Николаевича Толстого — Валентина Булгакова, который становится свидетелем целого водоворота событий, произошедших там, буквально у него на глазах. На мой взгляд, этот фильм нельзя назвать биографическим – это история не про творческий путь великого русского писателя. Это, скорее, фильм про людей, которые его окружали и на которых он повлиял. С самого начала фильма показано, что Толстой еще при жизни стал настолько широко известной личностью благодаря его личному мировоззрению и философской концепции, что все стороны его жизни освещались буквально ежедневно на газетных полосах. Ему было очень непросто – стать почти мессией при жизни, для кого-то – почти Богом. Но он никогда Богом и не был. Он был гением. Мне кажется вынести это очень тяжело, чтобы не преисполниться при этом собственной значимости и не впасть в маразм, находясь в таком преклонном возрасте. При этом в фильме хорошо показано, что он был совсем простым и обычным человеком, который всю жизнь искал и не сдавался, а любовь ставил выше всего земного и небесного. Прибавьте к этому противоречия между собственными взглядами на мир и нежеланием причинить боль самым близким людям. Именно в таком положении оказался Лев Николаевич, когда к нему в секретари поступил Валентин Булгаков. Молодой толстовец сразу же оказался в гуще столкновения из-за права на труды писателя между женой Толстого Софьей Андреевной и его близким другом Владимиром Чертковым, лидером движения толстовцев.
Графиня Софья, будучи преданной супругой гения, его музой и верной помощницей, переписавшая от руки шесть раз «Войну и мир», прожив в браке с ним почти полвека, внезапно обнаруживает, что весь её мир рухнул. Во имя своей новой религии великий писатель отрекается от дворянского титула, собственности и даже от семьи, чтобы исповедовать теперь аскетизм, вегетарианство и целомудрие. Верный последователь Толстого Владимир Чертков (Пол Джиаматти), как стало известно Софье, тайно убеждает её супруга переписать завещание, чтобы отобрать у семьи писателя права на его произведения и передать их русскому народу. Презирающая Черткова Софья самоотверженно борется за то, что по праву считает своим. Однако, чем в большие крайности она впадает, тем убедительнее для Толстого становятся слова Черткова о том, что Софья может помешать их общему делу.
Софья Андреевна горячо любит и уважает своего мужа, но в то же время, как любая женщина, стремится защитить свой дом и обеспечить своим детям достойное будущее. Её кидает из стороны в сторону от образа чрезмерно настырной в своей заботе «матери» до соблазняющей своего мужа жены – она нервничает, плачет, шутит, смеется, страдает, раскаивается, любит и вызывает сочувствие. Она так редко остается с мужем вдвоем – такова плата за известность и гениальность её мужа. Она боится и презирает Черткова, который хоть и предан своему делу и духовному учителю, но по сути – фанатик, верящий в свои идеалы, желающий сделать икону из живого человека – её мужа.
Приехавший молодой идеалист и дидактик Валентин Булгаков – самый лиричный герой в фильме. Молодой человек начинает понимать, что кумир его далек от идеала. Чего только стоит его выражение лица, когда он узнает, что в его возрасте Толстой «ходил по девкам». Он, будучи секретарем, видит простую жизнь совсем неидеальных мужчины и женщины, их неидеальную, но такую по-человечески трогательную любовь, очень сложные взаимоотношения, нарастающую отчужденность и вражду между такими близкими людьми из-за различий во взглядах на смысл жизни, мировоззрениях. Эти мужчина и женщина словно устали друг от друга, но не в силах и расстаться. Трудно придется Валентину, который боготворил писателя, – как между молотом и наковальней. С одной стороны — плетущий свои интриги Чертков, с другой – горящая жаждой мщения Софья. В поместье страдают все. Страдает от великой любви к мужу, от ненависти к Черткову и от страха перед будущим Софья Андреевна, страдает уставшая от скандалов и истерик своих родителей Александра Львовна, мучается сомнениями и угрызениями совести молодой секретарь Булгаков, готов на все ради нового завещания милейший друг Владимир Чертков… Фильм хорошо показывает, насколько тяжело быть женой великого писателя. Ей постоянно приходится слышать о том, как гениален её муж, но никто даже не догадывается как много она давала ему, но её заслуг в этом никто не видит. Сам же Толстой разрывается между выбором, кому оставить свои труды. Точнее, он уже сделал свой выбор в пользу человечества, а не своих детей и семьи, но он ужасно страдает от того, как воспринимает его выбор самый близкий для него человек, Софья. Он устал, он понимает, что его жизнь неуклонно движется к своему концу. Он хочет сделать то, к чему призывал других – оставить все привязанности – материальные или иные, чтобы остаться один на один с Богом. Именно от мучений и душевного потрясения, терзаемый противоречиями своего выбора, уходит из поместья уставший и страдающий от довлеющих над ним интриганов, резко постаревший граф Толстой. Переживший этот чудовищный водоворот всех человеческих страстей, он ищет только одного – покоя.
Что же все-таки заставило великого писателя незадолго до кончины уйти из дома и закончить свои дни в домике станционного смотрителя на заброшенной станции Астапово? Было ли это бегство от страстей, продиктованное острым желанием тишины и покоя? Или это было бегство от жены – главного человека всей его жизни? Что вкладывает Толстой в понятие «любовь» — в чувство, к которому он стремился всю жизнь, взращивал в себе и хотел видеть в других? Каково это – нести бремя Пророка и Учителя и одновременно быть мужем и отцом? На эти вопросы я думаю, каждый найдет в фильме какие-то свои ответы. Этот отрезок пути — его последняя станция. Поезда вперед уже не будет и именно здесь его жизнь оборвется. Он больше ничего не напишет и не сделает, но он уже достаточно сделал. Его и так будут помнить в веках.
Трудно было сдержаться от слез, когда Софью Андреевну не пускала к мужу собственная дочь и мать в сердцах и отчаянии, окруженная репортерами и толпой людей, произнесла: «Я потеряла пятерых детей, жаль, что среди них не было тебя…»
Когда-то секретарь Валетин был увлечен абстрактными толстовскими идеями об идеальной любви, но наблюдая семейные отношения самого писателя, понимает, что в реальной жизни все гораздо сложнее, чем в теории. В жизни Валентина появляется свободная от предрассудков девушка Маша, чей необычный взгляд на любовь одновременно и обескураживает и привлекает его. Благодаря всем этим событиям молодой человек быстро взрослеет, приобретает свое мировоззрение, и, что самое главное, — учится чувствовать.
Для меня — это фильм, показывающий уставшего великого человека, который в своей жизни испытал и страсти, и любовь, и привязанности ко всему прекрасному, что можно иметь на этой земле, и сумевшему оставить всё это очень дорогое и для него и по меркам простых людей для всех, чтобы отправиться в свой последний путь, откуда уже никто не возвращается… Это фильм и о великой женщине-жене гения, которая очень страдает от противоречивых чувств к мужу, отцу её детей, — от любви к нему, как к единственному и горячо любимому мужчине в своей жизни, и от злости на него за его решение оставить свои произведения русскому народу вместо своей семьи. В какие-то моменты я просто плакала, когда смотрела его, в какие-то моменты – восхищалась, в какие-то злилась. По моим ощущениям, это – фильм о любви, которая победила даже само учение о любви. Как бы не старались описывать любовь – это невозможно сделать совершенно. В фильме видела очень трогательных в своем несовершенстве мужчин и женщин, их яркие и прекрасные в своем несовершенстве чувства, но именно в этом несовершенстве была какая-то удивительная красота. Какой потрясающий путь проходят главные герои этого фильма в поисках Бога, в поисках тех граней любви, которые им были недоступны когда-то. Как уживаются любовь и ненависть, жаление и забота с яростью, нежность и грубость, верность и предательство, жадность и щедрость… Очень красивая картина. Она о многом: об оборотной стороне признания, о семейной жизни, о трудностях совместной жизни с гением, о столкновении интересов, о пробуждении нежных чувств, о старости, о буре противоречий в душе главных героев, об окружении великого писателя, об интригах вокруг него, о взаимоотношениях с людьми, о доверии и о любви, которую можно пронести через всю жизнь и не растерять ни капли. Если будет желание – посмотрите сами…
С уважением, Лилия Семёнова.
07.05.2013 года.
Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.