Что меня, частнопрактикующего психолога, сподвигло взять для исследования и написания лекции эту тему? Моя жизнь, жизни родных и близких людей, истории моих клиентов. В моей жизни на уровне семьи случился Апокалипсис. Тяжело заболел сын. И в семье произошла настоящая мобилизация. Уже в который раз я переживаю переоценку ценностей и понимаю, насколько изменяется главное и второстепенное в моей жизни. Слава Богу, самое страшное для меня уже позади. Много благодарности людям, которые поддержали и его, и нас, огромное спасибо врачам и психологам за помощь и поддержку. И эта конференция — возможность представить свой взгляд на тему, которая сейчас мне очень близка. И я буду в своей лекции использовать материалы авторов юнгианского психоаналитического направления, потому что лекция создавалась мной именно для юнгианской конференции «Путеводная нить мифа».
Я буду говорить с вами сегодня, как человек, переживший тяжелый опыт и как специалист, работающий с людьми, которые сегодня тяжело болеют, а также с теми, кто ухаживает за больными людьми. Можно сказать, что я работаю с теми, у кого Апокалипсис произошел на уровне тела, семьи, работы, социальной жизни…
И очень точным эпиграфом к ней я выбрала такие слова:
«Миру, каким мы его знаем, в ближайшем будущем наступит конец» (из книги «Архетип Апокалипсиса» юнгианского аналитика Эдварда Эдингера).
А для презентации лекции это стихотворение:
И каждый день мне – Судный день.
Твой долг решить раз в десять лет,
Как десять следующих лет
Прожить ты хочешь (или нет).
По сути, каждый человек
Решать обязан каждый день,
Прожить ли следующий день,
И как прожить – найти ответ.
Решаешь даже каждый миг,
Прожить минуту – или нет.
Кто я? В чем смысл? Каков ответ?
Мой приговор меня настиг?
Так что такое для меня
Мой Йом Киппур,
Мой Судный день?
Любой мой день.
День ото дня.
Навек.
(автор Давид Авидан, вольный* перевод с иврита)
Многие из нас, осознают или нет, живут в христианской традиционной религиозной парадигме. И в трудные моменты своей жизни, переживая отчаяние, скорби или бессилие, обращаемся в своих молитвах к Иисусу Христу. Драма его архитипической жизни дала человечеству символические образы исторических или мифологических событий в жизни человека, который прошел трагическую трансформацию вследствие своего высшего предназначения. Эдвард Эдингер, автор книги «Архетип Апокалипсиса» предлагает рассматривать образ жизни Христа в её психологическом понимании как описание превратностей Самости по мере её воплощения в индивидуальном Эго — эго, принимающем участие в божественной драме жизни. Иными словами, он проводит параллель между жизнью Христа и процессами индивидуации в психике человека — такой процесс, происходящий с личностью, может быть либо спасением, либо бедой.
Немного расскажу об Эдингере, чтобы чуть-чуть представить его жизненный путь. Он родился в 1922 году в городке штате Айова, получил степень бакалавра по химии в университете Индианы и степень доктора Йельского университета в 1946 году. Был врачом в армии Соединенных Штатов в Панаме. Почти тридцатилетним мужчиной в Нью-Йорке он начал изучение психоанализа с Эстер Хардинг, сподвижницей Юнга. Доктор Эдингер стал наблюдающим психиатром в государственной больнице в Нью-Йорке, а позже — учредителем фонда К. Г. Юнга в Манхэттене и института К. Г. Юнга в Нью-Йорке. Он был президентом института с 1968 по 1979 год после переезда в Лос-Анджелес. Там он продолжал свою практику в течение 19 лет, став старшим аналитиком в институте К. Г. Юнга в Лос-Анджелесе. Умер в 17 июля 1998 году в Калифорнии, отдав рукопись книги «Архетип Апокалипсиса» в издательство. Книга дает ключи понимания к образам человеческой психики, анализируя один из важнейших текстов христианского мира. Он приводит массу примеров из современной культуры: религиозные войны и террор; радикальные культы, обещающие массовое покарание Богом; страх перед инопланетным вторжением и блокбастеры о последнем дне человечества. Все это — следствие кризисных процессов коллективного бессознательного на пороге смены тысячелетия, переход к которому вызывает в психике людей цунами иррациональной одержимости, именуемой Эдингером «архетипом Апокалипсиса». В подобную одержимость по мнению Эдингера впадает автор «Откровения», чье сознание буквально наводняют странные видения, ужасающие образы развала мира перед «вторым пришествием» Христа. Эдингер обращает внимание на то, что на символическом уровне (сны, видения, произведения искусства) крушение прежнего образа мира во время встречи с Самостью часто отыгрывается в образах, подобных Иоанновским. Интеграция предыдущих культур и традиций равно как и психических процессов протекает отнюдь негладко. Исследуя «Откровение» с психологической точки зрения, Эдингер вскрывает глубинные пласты культурного бессознательного, связанные с опасными и саморазрушительными паттернами «воли к концу». Потому, если с вами происходит нечто «апокалиптическое», это, так или иначе, ведет к осознанию Самости.
Христос стал для нас образом, сдерживающим архитипические энергии, которые угрожают овладеть каждым из нас. Это может произойти как с верующими, так и с утратившими веру на пути к своему распаду или спасению.
Юнг писал, что «интеграция бессознательного ставит перед современными психологами и психотерапевтами, очень сложные проблемы, разрешимые только, если следовать направлениям, подсказываемым историей, а решением их будет ассимиляция традиционного мифа. При этом предполагается преемственность исторического развития. Естественно, что имеющаяся в наше время тенденция разрушать всякую традицию, либо переводить ее в бессознательное состояние, способна прервать нормальный процесс развития, заменив его временной вспышкой варварства». Именно эти слова своего учителя Эдвард Эдингер считал пророческими.
Он утверждал, что «на нас грядут времена всеобщих брожений и сумятицы, не говоря уже о периодических вспышках абсолютного хаоса, по крайней мере, во всем, что относится к истории и политике. Думаю, что события современности превзойдут даже те возмущения, что имели место в раннехристианскую эпоху, когда рушилась римская империя: то была ерунда по сравнению с тем, что будет теперь».
Но он, как аналитик, считал, что это страшное время можно сделать более сносным, если понимать смысл того, что происходит. По его словам ни одна из библейских книг, за исключением ветхозаветной «Книги пророка Даниила» не уделяет столько вниманию теме культурного сдвига, как новозаветное «Откровение».
Если мы сможем осмыслить его с позиции современности и понять его психологический смысл, оно подарит нам свет истины и станет нашей путеводной звездой в тяжелое переходное время. Мало того, если люди соизволят осознать, что же происходит, если они добровольно впустят «Апокалипсис» в свою жизнь, тогда, по символическим законам, как в самой «Книге Откровения», сценарий мирового бедствия смягчится. Поэтому и я в поисках надежды выбрала сегодня говорить об архетипе Апокалипсиса для современого человека.
Начало 1995 года потрясло Эдингера, погрузившегося в изучение темы Архетипа Апокалипсиса, террористическим актом в истории американской нации в Оклахома-Сити, где было взорвано федеральное здание и убиты 168 человек, включая детей, которых виновник преступления отнес к «империи зла». Так он отомстил за смерть 80 членов апокалиптического культа, погибших за 2 года до этого в перестрелке с полицией в Техасе.
Это событие ошеломило Эдингера до глубины души и он отправил в местную газету письмо, озаглавив его «Психология терроризма». В своем письме Эдингер определяет терроризм как одну из форм проявления психики. И пишет, что пора признать влияние психики на происходящее в этом мире.
Корни терроризма — в одержимости, в той ненависти, которая граничит с сумасшествием. Её порождает и подпитывает архитипическая реальность. Те террористы, которые в состоянии связано изложить свою позицию, прибегают к религиозной (архитипической) терминологии. Враг представляется им воплощением Зла (Дьяволом), а сам террорист считает себя героем, действующим от лица добра и справедливости (Бога). В таком случае мы имеем дело с колоссальной инфляцией Эго под воздействием архетипических сил, которые на время наделяют индивида необыкновенной энергичностью и целеустремленностью. Чтобы противостоять терроризму, мы должны понимать, с чем имеем дело.
По мнению Эдингера эти люди не преступники и не сумасшедшие, хотя у них есть общее и с первыми и со вторыми. Они одержимы силами трансперсонального, архетипического свойства, которые берут свое начало в коллективном бессознательном. Их цели надличностны. Любой преступник стремится к личной выгоде, чего не скажешь о террористах. Во имя трансперсональной, общей цели, своего «Бога», причем они очень «патриотичны», для них крайне важна принадлежность к группе, религиозной, этнической, национальной или какой-то иной, — они готовы пожертвовать своей жизнью. Это, безусловно, взгляд нетерпимого к окружающим сумасшедшего, но этот взгляд глубоко религиозен и берёт свое начало в сфере архетипов, в коллективном бессознательном. К сожалению, мало кто знает об этом уровне психики. Но тем, кто интересуется подобными вопросами, рекомендую обратиться к трудам Юнга (например, «Ответ Иоанну»).
Весьма характерно то, что письмо Эдингера не было опубликовано. Газеты писали об ужасах произошедшего, сыпали фактами из биографий подозреваемых — без единой попытки понять и объяснить то, что случилось. Губернатор Оклахома-Сити произнес речь в память о погибших, где уверял, что «мы никогда не сможем понять, почему это произошло». Представители религиозных конфессий говорили, что не могут понять, почему Бог допускает подобное. Эдингер решил в своей работе «Архетип Апокалипсиса» дать объяснение происходящему.
Безумие людей — признак последних дней
Откуда смерть берет своё начало?
И где гнездятся мысли в голове?
И почему в нулях шестиразрядных,
Покоится нечестие в труде?
▬
Я символизм текущих обещаний
Рассматриваю как намёк на фальшь…
Рыдают те, кто мыслил слишком прямо!
У знающих — лукавство в уголочках глаз.
▬
Дрожит система, ей не в силах боле
Скрывать от стада мерзкие грехи!
Осознают себя обманутыми люди,
Не ведают же — что по-прежнему глупы!
▬
Споткнётся тот, кто ищет здесь опору,
И разобьётся — ищущий пути,
Состав без тормозов летит с уклона,
И не спасти его…. и не сойти…
▬
Весь мир трещит по швам, и что же?
А в унисон ему трещат мозги людей!
Нет смысла жить, коль всё свершится вскоре.
Депрессия!!! — Вот слоган наших дней.
▬
Кружится смерть в своём последнем танце,
В безумной суете к ней каждый ближе стал,
И со слезой в глазах то наблюдают старцы –
Кто, Богом разум данный, еще не потерял.
▬
Откуда дни берут своё начало?
И где, Творец мой, нам найти Тебя?
Чтобы безумие — последних дней проказа,
Не захватило нас, со смертию кружа?
И тогда Эдингер сделал это на примере психологического анализа «Книги Откровения» от Иоанна.
С момента написания книги прошло уже немало лет… А свидетелями скольких жутких террористических актов мы стали? Захваты заложников (даже маленьких детей), жуткие казни практически на глазах у всего мира, массовые взрывы в местах скопления людей. Более того, терроризм в последнее время становится отличительной чертой отдельных государств, управляемых настоящими безумцами. Человеческая психика не в состоянии понять и объяснить ужас происходящего. И чаще всего мы вытесняем, забываем, стараемся не думать об этом, забывая, что это может случиться с каждым из нас — никто не застрахован, любой может стать жертвой террористов.
А с другой стороны, мы сталкиваемся с такими непростыми психическими процессами в нашей повседневной жизни, которые изматывают наши душевные и физические силы, что порой хочется назначить виновным какого-то гада и уничтожить его, буквально стереть с лица земли. Внутри каждого из нас можно найти своего Ирода, Иуду, Христа и даже Гитлера (прошу прощения, так как этот персонаж не из этой эпохи, но очень важен по сути).
Как человек, работающий с больными людьми, я обнаруживаю, что подавляя свою агрессию к внешнему миру, загоняя ее внутрь, люди становятся заложниками террористических процессов внутри себя, на уровне тела. Их иммунная система не справляется и дает сбой, возникают тяжелые заболевания. Тело буквально кричит «чужие захватили меня»… С этими процессами я сталкиваюсь и как человек, и как специалист. Это страшно, что человек все больше становится отчужден от себя в современном мире. С каждым, кто приходит ко мне, в совместной работе мы ищем пути спасения, ищем хорошую форму для агрессии и её интеграции в жизнь… Из супервизорской группы я узнаю, как и с какими тяжелыми процессами имеют дело коллеги в работе со своими клиентами. Как нелегко, но очень важно, совместно со специалистами искать пути выхода из тупика для каждого нашего клиента… Возможно тогда найдется лучшее решение и для всех нас.
С уважением, Лилия Семёнова.
24.08.2018 года.
Все права защищены © 2012-2020 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.