Итак, проекция – это такой процесс психологической защиты, при котором негативные и (или) позитивные свойства, черты, отношения, качества, верования, чувства, фрагменты поведения, которые в действительности принадлежат конкретной личности, не ощущаются ею как свои, а приписываются объектам и (или) окружающим людям, после чего уже переживаются личностью как направляемые ими извне на неё, а не наоборот.
Самым гротескным примером проекции является паранойя, когда крайне агрессивный человек, не способный принять на себя ответственность за свои чувства, желания, иллюзии, подозревает кого-то в том, что его преследуют, хотя на самом деле это хочется делать ему самому по отношению к другим людям.
В процессе контактирования механизм проекции, также как конфлюэнции и интроекции, используется человеком зачастую бессознательно в качестве прерывателя сильно подросшего возбуждения, с которым человеку не удается справиться психологически. Механизм проекции можно схематически представить следующей последовательностью:
- осознание человеком природы возникшего у него импульса;
- прекращение агрессивного воздействия на среду, необходимого для осуществления своего импульса, точнее – его удовлетворения;
- исключение такого активного и агрессивного действия из внешней деятельности своего Я;
- из-за наличия импульса, несмотря ни на что, исходящего от человека, он создает вокруг себя такое специфическое поле, в котором необходимый для него импульс приходит как бы извне (например, от кого-то в его ближайшем окружении);
- в свою очередь, этот, исходящий от кого-то в ближайшем окружении импульс, воспринимается самим человеком (на самом деле испытывающим его) как насильственно на него направленный, а все потому, что его Я бессознательно и так же насильственно прерывает его собственный контакт со своим же возбуждением.
Иными словами, человеку в проекции удается осознавание импульса и интересующего его объекта из окружающей среды, но из-за прерывания своего контакта на сильном энергетическом уровне, он останавливает свои активные действия, теряя ощущение собственного импульса, и тупо ждет решения своих проблем извне. Вот такой парадокс.
Конечно, проекцию можно отнести к невротическому механизму только, если она возникает хронически неуместно. Потому что в обычной жизни осуществляя планирование и пытаясь что-либо предвидеть, человек всегда как бы проецирует себя в среду, пытаясь представить себя в ситуации будущего, а затем в дальнейшем следует практически по представленному собой сценарию, то есть, интегрируя себя со своей проекцией. Так работают одаренные актеры, проецируя свои проблемы в яркие и запоминающиеся роли. Так работают специалисты по оперативно-розыскной деятельности. Им приходится делать свои предположения о целях и умственных способностях преступников, пытаться продумать их действия на несколько шагов вперед. Мысленно они предполагают, что «если бы я был им, то сделал бы так и вот так». Но, даже предполагая, оперативники понимают, что их предположения могут оказаться ошибочными, потому что это – их предположения. И, если быть честным, то полностью предвосхитить действия другого человека на 100% – невозможно. Многие профессии именно так обслуживают потребности тех, кто их избрал.
Сегодня я имею возможность часто наблюдать за поведением маленьких детей. Приведу такой пример про проекцию. Моя маленькая внучка, Дианочка, требует от своей мамы очень много внимания. Но её маме, например, нужно же как-то покушать с утра, ведь она кормит малявочку грудью. Так вот, моя невестка сажает её за детский стульчик, кладет ей на столик игрушки, большие и поменьше, и пытается покушать. Масяня выкидывает игрушки со стола одну за одной на пол и смотрит на них свысока так проникновенно… Это тоже её проекция – выкинуть игрушку, потому что очень хочется выбраться из этого стульчика, оказавшись на месте игрушки, и рвануть по полу куда-нибудь. Понаблюдайте за малышами, как и когда они выбрасывают свои игрушки из кроватки или манежа – это все тот же механизм проекции.
Что ещё так часто можно встретить в жизни в качестве примера проекции? Очень часто тема ревности, подозрительности в семейной жизни является таким примером. Если Вы очень ревнивы – подумайте, возможно, это Вы изменяете или просто не осознаете свое такое сильное желание изменить Вашему партнеру или партнерше. Если рассмотреть детали поведения партнера, которые вызывают у Вас столько подозрений, не окажется ли, что если бы Вы изменяли, то сделали это именно таким образом. Зачастую в терапии приходится сталкиваться с пуленепробиваемой уверенностью клиента в том, что ему подло изменяют. И никакие доказательства невиновности их партнеров не способны погасить ревностный импульс. Проецирующий человек не свободен, он привязывается к своему страданию и своей пассивности, он буквально отказывается двигаться с этого места куда-нибудь.
Большинство предрассудков построены на механизме проекции – рассовые, национальные, религиозные, гендерные и прочие. Здорово «наградить» какую-нибудь принижаемую Вами группу людей или конкретного человека Вашими чертами, которые никак не хочется осознавать и принимать, как свои. Так ведь легче же, когда все вокруг – «пи…ты», а ты – граф Монте Кристо! Простите за такой пример, но уж как нельзя к месту.
Понаблюдайте за своей речью. Если она изобилует высказываниями не с «Я», а с «они» или «оно», то проекция – ваш привычный защитный механизм. Почему? Да потому что легче сказать, что «он (трамвай) уехал, не дождавшись меня» вместо того, чтобы честно признать, что «я проспал, или я копался и поэтому опоздал на трамвай, а потом и на работу». Пусть козлом отпущения побудет трамвай.
Когда я проходила первую групповую терапию, то помню, что одна деликатная тема вызвала у всех колоссальное возбуждение. Хохотали просто до упаду. Девушка пожаловалась, что над ней «издевается её живот». Угадайте, как это ему удавалось? Так вот, оказывается, когда она сидит по утру на совещании (не успев сходить в туалет), а её простите – пучит. Или когда она встречается с любимым, то тоже может терпеть адские муки, но ни-ни. В общем, история про принцесс. Знаете? Ну как же… «Принцессы никогда не пукают – они терпят, а потом – взрываются!!!» Что происходит с этой девушкой? У нее есть интроект, что пукать стыдно, уходить с совещания – тоже, оставлять любимого – тем более. Конечно, будет козлом отпущения ее несчастный живот. Только когда «принцесса» посмеялась над собой от души – она перестала так обращаться со своими потребностями. Вот такая история.
Часто осуждая кого-то за какое-то неприличное или неподобающее поведение мы возмущаемся из зависти. Например, когда тащим на себе кучу всяких долженствований, надрываясь от непосильного для нас напряжения, мы возмущаемся чьему-то «пох…изму или распи…ству». Горько сознаваться себе, что очень и очень хотелось бы хоть когда-нибудь, хоть на минутку сбросить с себя груз обязательств, который мы на себя взвалили. Сегодня я это точно понимаю и иногда позволяю себе забить на всё. Правда, не на долго. Но какое же в этом удовольствие…
Современный человек сегодня мечется среди своих желаний и запретов, обязанностей и мечтаний, долженствований и устремлений. Многие люди, приходящие на терапию, расщеплены из-за самоконтроля, так необходимого в связи с социальным ущемлением естественных агрессивных импульсов, и самообладания, как выученной с детства стратегии выживания. Какая уж тут чувствительность к себе. Очень часто отчуждаются собственные импульсы, а ведь это может привести к тяжелым соматическим заболеваниям. И сегодня их – море. Тех, которые являются следствием такого отчуждения. Тело просто мстит личности за то, что она с ним проделывает. Подумайте, чего Вы себе не позволяете? Кто виноват во всех Ваших несчастьях?
С уважением, Лилия Семёнова.
20.05.2014 года.
Все права защищены © 2011-2015 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.