Баер Удо «Творческая терапия — терапия творчеством. Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности»

О книге от издателя

В предлагаемой читателю книге немецкого арт-терапевта Удо Баера описываются проверенные практикой методы и приемы групповой и индивидуальной работы с использованием различных форм творческой активности. Клиенту он предлагает не только краски и другие изобразительные материалы, но и песок, золу, газетную бумагу и клей, музыку и танец, сказки, активное символизирование и многое другое. Во второй части книги кратко изложена теоретическая модель креативной психотерапии, основанной на целостном телесном опыте человека.

Книга будет полезна психологам, специалистам в области арт-терапии и других направлений психотерапии, а также их клиентам.

Об авторе

Удо Баер

Удо Баер — немецкий педагог, философ, практикующий психотерапевт, основатель и руководитель «Мастерской будущего» — института для подготовки творческих психотерапевтов, вот уже много лет проводящего активную образовательную, исследовательскую и практическую деятельность в различных регионах Германии. Издатель. Автор большого числа книг и публикаций. Живёт в г.Нойкирхен-Флуйн в земле Северный Рейн-Вестфалия.

По мнению Баера, искусство терапевта состоит в первую очередь в том, чтобы выстроить с клиентом такие отношения, которые дают им обоим возможность пойти на риск и заставить «таять» «замороженные» стереотипные модели реагирования (ригидные паттерны поведения, чувствования и восприятия), сделать их более гибкими, подвергнуть сомнению их незыблемость и постоянство и хотя бы ради эксперимента попытаться испробовать новые варианты поведения.

Один из важных источников для развиваемого им подхода Баер считает гештальт-терапию с её основными положениями об осознавании, принципом «здесь и теперь», тем значением, какое она придает выражению чувств, роли терапевта в поддержке и поощрении этих чувств. Баер считает также важным положение гештальт-терапии о необходимости обращать внимание на внутренние образы и картины, наблюдать за ними и проводить эксперименты.

В процессе терапии творчеством люди проектируют, разрабатывают свои жизненные перспективы, создают свой мир, переделывают и переосмысливают его, рассказывают свою жизнь, продолжают её творить, что сближает подход Баера с нарративной психотерапией.

Цитаты из книги

«Психотерапия — это прежде всего искусство, а не наука. Поэтому эта книга — не научная. Ведь в соответствии с естественнонаучными критериями гипотеза считается доказанной, если точно определенная причина имеет точно определенное следствие. Эта связь между причиной и следствием всегда должна воспроизводиться в экспериментах, и все без исключения научные высказывания должны быть действительными. (Например, очень важно, чтобы статический расчет был верен для всех без исключения мостов и домов, а не только для большинства из них).

Психотерапия не отвечает этим критериям. Каждый человек слишком индивидуален, чтобы в естественнонаучном смысле воспроизводить результаты экспериментов. Факторы, оказывающие влияние на чувства, мышление и поведение человека, слишком сложны и многообразны, поэтому отдельные причины и отдельные следствия нельзя связать друг с другом в строгом естественнонаучном смысле», — из книги.

«Мы – социальные существа, в которых природой заложен резонанс. Если резонанс ослабевает, люди тоже слабеют. Односторонний или недостаточный резонанс изменяет людей в негативную сторону, ограничивает их собственную способность к резонансу и вместе с тем суживает возможность выбора настоящих, живых контактов.

С другой стороны, заново обретённый резонанс может вызывать новые, положительные изменения. Как же расцветает человек, если он встречает другого, от которого он получает отклик и для которого он сам может быть источником откликов!

Терапия – это резонанс, это диалог, это обмен. Мы как творческие терапевты всегда «резонируем», даем клиенту свой отклик во время применения каждой методики. Такая наша позиция – проявление уважения к клиенту», — из книги.

Краткое содержание

Предисловие к пятому, переработанному и дополненному изданию

Вступительное слово Мартина Ленца

Введение. Психотерапия как искусство

ЧАСТЬ I. ИЗ ПРАКТИКИ — ДЛЯ ПРАКТИКИ

Глава 1. Воплощающий диалог

Подпитывающий диалог

Отражающий диалог

Диалог в позиции визави

Терапевтическая песочница как возможность построения диалога

Глава 2. Картины-мазилки

Картины-мазилки: От эксперимента к теме

Картины-мазилки: От темы к изменению

Картины-мазилки и отпечатки

Глава 3.Чувства

Важные замечания

Картины чувств и скульптуры чувств

Звезда чувств

Теневые чувства

Картины в рамках

Работа с чувствами при помощи текстильных материалов

Прощальные открытки и картины из пепла

Грамматика чувств

Глава 4. Процессы изменений и превращений

The Next Generation и картины надежды

Картины-превращения

Ан Хуа, или Воплощение тайны в виде образа

Книга в книге, или Книга-спутник

Глава 5. Представление межчеловеческих отношений в виде картин и объектов

Панорама отношений

Представление отношений в пространстве с помощью терапевтической песочницы, красок и кукол

Представление отношений в пространстве: конфигурации из бумажных фигур

Шеринг-портрет

Совместное рисование. Представление отношений в виде картин в терапии супружеских пар

Глава 6. Образ Я

Образ Я. Нарисуй свое имя

Рисование автопортрета вслепую

Мандала Моего Тела

Цветок женской сущности, цветок мужской сущности

Мандала личного пространства

Глава 7. Терапевтический триптих

Глава 8. Активное символизирование

Общие замечания

Волшебные палочки

Маленький Пожиратель Снов и его родственники

Ангел-хранитель и другие сказочные символические образы

Убат — дух семьи

Глава 9. Групповые формы работы

Полилог как вариант работы в группе

Техника «Картины, сопровождаемые пением»

Песочные картины, картины-танцы

Глава 10. Терапия с помощью сказок и историй

Две сказки

Терапевтические подходы и перспективы в работе со сказкой

  • Эхо и идентификация
  • Применение «субъективного уровня» в работе со сказкой
  • Копинг-стратегии
  • Сказки как метафоры

Глава 11. Компас сенсорных ощущений

Глава 12. Опора в терапии на телесный и двигательный опыт человека

Единство движения и переживания

Движения Моего Тела

  • Впереди — позади / вперед – назад
  • Справа — слева / направо – налево
  • Внутри — снаружи / внутрь – наружу
  • Наверху — внизу / вверх – вниз

Состояния Моего Тела в Мире

  • Спокойно – беспокойно
  • Четко – нечетко
  • Узко – широко
  • Напряженно – расслабленно
  • Живое – неживое
  • Жить в ладу с самим собой — жить в разладе с самим собой

Важные указания

Глава 13. Образ тела в нашей психотерапевтической практике

Основы работы с образом тела

Работа с образом тела в индивидуальной психотерапии

Обделенная часть тела

Глава 14. Рисунок и слово

Процесс и продукт

Вопросы, основанные на представлении о человеке как целостности

Идентификация

Линии и пути

Ассоциации к формам и цветам

Пустые пространства

Внутреннее видео

Картины (рисунки) как социограммы

Чувственное познание смысла картины

«Второстепенное, побочное»

Глава 15. Материалы, форматы, фокусировки

Когда какой материал использовать

Газетная бумага

Значимые объекты, объекты контакта, объекты превращения

Форматы и фокусировки

ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Глава 1. Теория и практика

Глава 2. Что нам ближе всего, или Шесть неотъемлемых принципов нашего подхода к психотерапии

Психотерапия центрируется на человеке как целостности

Психотерапия способствует изменению ригидных моделей

Психотерапия — это отношения

Психотерапия уважает компетентность клиента

Психотерапевтическая диагностика процессуальна и нацелена на взаимодействие и диалог

Психотерапия преследует скорее намерения, чем цели

Глава 3. Особенности психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности

Хватать руками — схватывать умом

Воображение — сила внутренних образов

Глава 4. Образ тела в психотерапии

Схема тела и образ тела

Работа с образом тела как способ вдохнуть жизнь в тело

Глава 5. Художественный и терапевтический процесс

Глава 6. Терапевтические отношения

Резонанс, перенос, сцена

Тридентичность в терапевтических отношениях

Вопросы, обратная связь, шеринг

Глава 7. Основные линии практической работы психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности

Изменение перспектив, точек зрения и отношений

Воплощающий диалог

Идентификация в игре

Интеграция

Библиография

Из книги

Из книги

Из книги

Из книги

Характеристика книги

Творческая терапия — терапия творчеством. Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности

Над книгой работали:

«Творческая терапия — терапия творчеством. Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности»

Автор: Удо Баер.

Перевод с немецкого: Е. Климовой и В. Комаровой.

Научный редактор: Е. Климова.

Редактор: Г.В. Альперина.

Компьютерная верстка: А. С. Масаев.

Главный редактор и издатель серии: Л.М. Кроль.

Научный консультант серии: Е.Л. Михайлова.

Иллюстрация на обложке: Д.В. Рябуха.

О книге:

Название: Творческая терапия — терапия творчеством. Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности.

Издательство: Москва Независимая фирма «Класс».

Год издания: 2015.

ISBN: 978-5-86375-178-8; 2015г.

Страницы: 552.

Формат: 60 х 88 / 16.

Вес: 640 г.

Язык: русский.

Переплёт: твёрдый.

Иллюстрации: есть.

Заказать эту книгу можно в книжной лавке.

23.05.2014 года.

Все права защищены © 2012-2021 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: http://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.