В процессе своего развития мы ещё маленькими детьми интроецировали поведенческие паттерны своих родителей или воспитателей. Мы бессознательно перенимали у них их способы быть в отношениях, манеры, наиболее характерные жесты и мимику, фразы и выражения, иногда копировали даже тон, которым все эти тирады произносились. Взрослея и развиваясь дальше мы интроецировали основные представления о людях, религиозные взгляды, обряды, догмы, правила и принципы поведения, нравственные и материальные ценности, и много-много других жизненно важных феноменов. Интроецировав что-либо, мы, конечно же, пытались действовать согласно интроекту. Таким образом, мы проецировали в свой мир нечто, когда-то интроецированное нами из мира значимых для нас взрослых. Через такую проекцию у нас появлялась возможность воздействовать на окружающий нас мир, а после своего воздействия мы имели возможность получать от него какие-то ответные реакции и какую-то обратную связь. В свою очередь, основываясь уже на обратной связи, поступающей от нашего окружения, мы (будучи ещё детьми или уже став взрослыми) принимали или отвергали «спроецированную» интроекцию. Таким образом, содержание проекции часто является чем-то ранее нами интроецированным. Поэтому в процессе психотерапии терапевтам всегда приходится иметь дело с незавершенными ситуациями клиента.
Как и когда можно встретиться с проецированием в процессе контактирования? Такая встреча наиболее вероятна, когда в процессе контактирования человек уже осознает природу возникшего у него импульса, но отрицает принадлежность себе каких-то неприемлемых, непривлекательных или даже оскорбительных аспектов собственной личности, и из-за невыносимого для него психического напряжения ему хочется снять с себя ответственность за них. Вот именно в этот момент может проявиться другой вид защитного поведения, состоящий в прерывании контакта человека с его потребностью и выбором удовлетворять или отказаться от удовлетворения в пользу проекции. И этот новый, рассматриваемый нами, пограничный феномен по своему направлению будет противоположен интроекции. О чём здесь идет речь? О том, что нечто, принадлежащее самому человеку, он станет приписывать окружающей его среде. Если при интроекции что-то принадлежало окружающей среде, и человек заставлял это что-то перейти внутрь к нему, то при проекции – он заставляет что-то, принадлежащее ему, перейти в окружающую среду. И обычно вовне человеком проецируются его эмоции и аффекты, за которые он не хочет или не может отвечать сам. Например, такой человек может считать и говорить, что его окружают злые или неблагодарные люди, потому что никак не может принять факта своей собственной враждебности и неблагодарности к другим.
В психотерапевтическом процессе терапевту очень часто приходится сталкиваться с проявлениями проективного защитного механизма у клиента. И здесь трудность и важность работы состоит в помощи клиенту, направленной на осознавание им своих аффектов или эмоций, связанных с его травматическим жизненным опытом и незавершенными ситуациями, вместо попытки приписывания этих эмоций и аффектов другим людям. Важно помочь клиенту действовать в настоящей ситуации осознанно, креативно, спонтанно, не отягощая свои выборы последствиями незавершенных им гештальтов.
Попробую показать работу проекции на следующем примере. Замужняя женщина – клиентка бальзаковского возраста так проникновенно и возмущенно жалуется терапевту на то, что все мужики – просто “похотливые козлы и от женщины им надо только одного…” На расспросы о том, с чем связано её такое убеждение, она смущенно сообщает, что окружающие мужчины пристают к ней с непристойными предложениями, а некоторые из них – даже норовят ущипнуть её за задницу. Она просто устала от этой бесконечной мужской осады. Женщина – вполне интеллигентна и достаточно привлекательна. Терапевт интересуется, когда у неё был последний раз сексуальный контакт с мужчиной… Вот тут происходит какое-то замешательство, возникает напряженное молчание, после которого все же раздается ответ: «Последний раз это было полгода назад. А какое это имеет значение?»
А как Вы думаете, какое?
Что мешает этой женщине признать, что она испытывает сексуальное возбуждение такой силы, что вокруг неё происходят именно такие «пошлые» процессы? Что не дает ей принять на себя ответственность за свое возбуждение и попробовать его реализовать? Ответ может оказаться каким угодно. Но если рассмотреть этот конкретный случай, то оказалось, что у неё были незавершенные отношения в давно насточертевшем, но тщательно сохраняемом браке, где супруги «негласно» договорились и прекрасно существовали бок о бок друг с другом, совершенно без секса, ну скажем, как брат и сестра. Они уже давно потеряли интерес друг к другу как к человеку и, тем более, перестали сексуально друг друга желать. Мужчина пропадал в рабочих командировках, строил карьеру и, возможно, всё же как-то реализовывал свои потребности. Женщина же, из ложного стыда, избегала встречи со своими сексуальными потребностями и проецировала их на всех мужчин в поле её зрения. Сексуальные потребности должны были удовлетвориться как-то без её непосредственного участия и активности. Ей не нравилось даже видеть, если какая-то женщина вдруг позволяла себе при ней проявить свою сексуальность и активность в отношении мужчин. Где уж тут до удовлетворения своего собственного сексуального голода. Так вот в этом конкретном примере «похотливые козлы» – это её проекция собственного сексуального возбуждения на мужчин.
В этой связи вспомнился один подходящий анекдот:
На освидетельствование к психиатру приводят сексуального маньяка. Врач на чистом листе бумаги рисует треугольник и спрашивает освидетельствуемого: «Что это такое?»
Тот уверенно и спокойно отвечает: «Это – треугольная комната, в каждом углу которой стоит кровать, и на каждой кровати занимаются сексом».
Врач рисует квадрат и вопросительно смотрит на пациента: «А это что такое?»
Отвечающий как-то поднапрягся, но всё же ответил: «Это – четырехугольная комната, в каждом углу которой стоит кровать, и на каждой кровати занимаются сексом».
Врач рисует шестиугольник: «А это?»
Тот, к кому он обратился, взрываясь: «Да Вы, доктор, какой-то сексуальный маньяк!»
С уважением, Лилия Семёнова.
13.05.2014 года.
Все права защищены © 2011-2015 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.