Возникновение психической тревоги

48.1Когда маленький человечек появляется на свет – он совершенно беззащитен и его выживание целиком и полностью зависит от того, как сформируются его симбиотические взаимоотношения с матерью. Будет ли она удовлетворять его потребности в питании, уходе, и эмоциональном общении. Казалось бы всё – элементарно. Если мама всегда будет обеспечивать ему нормальное грудное вскармливание, тактильный контакт, эмоциональное отражение и будет довольно быстро откликаться на его призывы о помощи, то у ребенка сформируется нормальное базовое ощущение безопасности. Его реакция на мир будет реакцией человека открытого, способного доверять миру. Но так бывает далеко не всегда.

48.2В сегодняшней жизни совсем несложно представить ситуацию, если у мамы ребенка есть какие-то свои трудности, проблемы или сложные ситуации (личные, социальные, финансовые или какие-нибудь другие). Например, ко мне иногда обращаются молодые матери, которых после рождения одного или нескольких детей, бросают их мужья. Можете себе представить чувства кормящей мамочки, оставшейся без средств к существованию, без поддержки. Каково это, находясь в слабом, зависимом положении, потерять близкого любимого человека? Некоторые молодые мамочки не умеют быть мамочками в силу свой молодости, неопытности, элементарной безграмотности. Они могут быть невнимательны к ребенку, нечувствительны к нему и даже агрессивны в ответ на его призывы о помощи. Они могут оставлять ребенка одного надолго, что чревато для него переживанием ужаса от угрозы «голодной и одинокой смерти». Или, наоборот, бывают такие досужие мамочки, которые настырно кормят детку по часам, даже если детка спит крепким сном. Как в том анекдоте: «Больной, проснитесь! Примите снотворное!»

48.3Разные могут быть ситуации, всех не опишешь. Но если эти сложные ситуации возникают и повторяются просто хронически, то у ребенка нарушается ощущение базовой безопасности. Он переживает ужас от того, что его выживание находится под угрозой. Из-за того, что он ещё не может сам удовлетворять свои потребности, то он сам как бы ещё и не существует. Будучи целиком и полностью зависимым от мамы, он существует только в контексте симбиотического «мы» с ней. Если это слияние оказывается для него отнюдь  небезопасным или даже угрожающим, то тогда у ребенка возникают психотические переживания, которые связаны с ощущением очень большой угрозы от нахождения в окружающем мире. Его реакция на мир сформируется как негативная, он не сможет доверять окружающему его миру. Недоверие и враждебность станет его второй натурой.

48.4Очень хотелось бы обратить внимание родителей малышей или тех, кто только собирается стать родителем, на то, что с самого рождения маленькому человечку жизненно необходимо опереться на среду, слиться с ней, чтобы тем самым обеспечить себе базовый уровень безопасности. «Я не могу справиться с тем, что больше или сильнее меня, поэтому мне важно слиться с этим, чтобы оказаться с ним единым целым». Так действует маленький ребенок, но если вдруг его мама оказывается небезопасным для него объектом, проявляет отвержение – это сформирует нарушение ощущения безопасности. Такие же нарушения могут возникать в принципе и у детей по тем или иным причинам лишившихся матерей (хотя и не обязательно). И это – понятно, ведь материнский инстинкт есть материнский инстинкт, а другой человек, взявший на себя эти функции, сколь бы хорош он не был, имеет все-таки несколько иную настройку.

48.5Таким образом, на начальном этапе своего развития ребенок, сталкиваясь с отвержением, теряет базовое ощущение безопасности. Как может быть проявлено отвержение в контакте с ребенком? Оно может быть проявлено в холодности, безразличии матери, её нежелании брать ребенка на руки из-за боязни его избаловать или приучить только к рукам. На другом полюсе, но аналогичном по результату, будет материнская гиперзабота, когда «из лучших побуждений» мать делает для него то, что считает «нужным для него», совершенно не прислушиваясь к его потребностям и не ориентируясь на них. Ребенок, будучи полностью зависим от неё, воспринимает мир через призму материнского постоянного вторжения и насилия. Для него нет его, а есть только то, что она может с ним сделать в любой момент времени. Конечно, его жизнь в таких условиях становится для него очень опасной.

48.6Когда маленький ребенок раз за разом кричит, призывая маму о помощи, а его мать не отзывается, то у ребенка возникает очень сильное напряжение – своеобразная эмоциональная бомба, которая может рвануть в любой момент (ядро травмы, хранящее генерализованное гипервозбуждение, связанное с переживанием ужаса). Так возникает психотическое переживание об опасности и  ненадежности этого мира, о том, что всё и в любой момент может внезапно разрушиться. Уже будучи взрослыми, такие люди в терапии никак не могут никуда двинуться, они не в состоянии выделить какую-то фигуру из фона, им всё время небезопасно. Они увязают в своих «песчаных дюнах», просто не понимая, как и куда двинуться дальше.

48.7Чтобы понять, что чувствует психотик, рассмотрим следующий пример. На приеме я сижу у себя в кабинете на кресле в своем доме – в этот момент я совершенно не беспокоюсь, что кресло подо мной развалится, а мой дом рухнет мне на голову. Мой мир, место где я живу и работаю, скорее связано для меня с ощущением безопасности, уверенности и покоя. Это мое базовое ощущение безопасности позволяет мне сосредоточиться на каких-то других вещах и начать выделять из фона фигуры, отмеченные моим интересом. Но это – моя картинка. Для психотика, который пришёл ко мне на терапию, всё будет совершенно иным. Его переживания будут связаны с интенсивным напряжением, как будто его кресло обязательно рухнет под ним, или обвалится крыша в доме над кабинетом, угрожая буквально уничтожить его под своими обломками. Ему совершенно небезопасно, он никак не может расслабиться, потому что его основная энергия в данный момент расходуется на проверку того, безопасно ли кресло, в котором он сидит, крыша над его головой и т.д. и т.п…

48.8В процессе гештальт терапии фигура (доминирующая потребность) вырастает из фона, но психотику как раз не удается создать этот фон. И потому что он никак не может опереться на этот фон, появление фигур в терапии с ним будет затруднено. Его опасно спрашивать «что ты чувствуешь?», опасно давать ему глубинные вскрывающие интерпретации – так можно спровоцировать психоз, лишив человека какой-то сложившейся безопасности. Поэтому вся сложнейшая терапевтическая работа должна быть основана на построении его опоры и безопасности. И это работа с фоном. За счет чего это можно обеспечить?

Для этого есть разные возможности. Например, не стоит углубляться с психотиком в глубину его переживаний в связи с какими-то объективными ситуациями, а вот попытаться привязать их к фону стоит. Как это можно сделать? Например, поинтересоваться тем, что происходило, когда он столкнулся со своими переживаниями? С чем он их связывает? Что его могло задеть (голос, выражение лица и др.)? На чьи слова он так мог отреагировать? Потому что усилия терапевта должны быть сосредоточены на снятии тревоги, а не на её усилении. Как ни странно, но психотики могут нуждаться в советах, хотя гештальт подход зачастую призывает терапевтов воздерживаться от навязывания интроективных установок своим клиентам. Но это тот случай, когда советовать можно и даже нужно. Задача терапевта состоит в обеспечении надежности и организации для клиента опыта, в котором он увидит, что в этом мире есть то, на что он сможет опираться.

Ещё хочется напомнить всем, что каждый человек в своей жизни может столкнуться с психотическими переживаниями, основанными на нарушении чувства безопасности – например, при несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, сложных и непредвиденных ситуациях и пр. Если Вы понимаете, что чувствуете себя не в безопасности, попробуйте обратиться к психотерапии, возможно, это позволит Вам обрести большую устойчивость и окажет необходимую помощь в связи с Вашим сегодняшним состоянием. Берегите себя!

С уважением, Лилия Семёнова.

17.09.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.