Каким образом гештальттерапия рассматривает страдания, невроз и все трудности из-за которых обращаются к психотерапии и психотерапевту? Как бы парадоксально это не звучало, симптом возникает в результате творческого приспособления человека!
Если рассматривать, что все происходящее с нами, корнями уходит в детство, то уместно будет рассмотреть следующий пример. Допустим, ребенок столкнулся с «острой ситуацией» сильной интенсивности. Он только начинает осваивать этот мир. По-мнению его родителя, он сделал что-то не так (как устраивало бы его родителя). Родитель разъярен, скорее всего:
1-е — он может быть испуган действиями ребенка,
2-е — ему может быть в данный конкретный момент не до ребенка, а тот своим поступком нарушил его планы,
3-е – родитель неадекватен в своей оценке, что хорошо и что плохо, из-за собственных отношений с чувством вины и стыда, усвоенных в его родительской семье,
4-е – он может быть просто уставшим и желающим поспать, а тут ребенок,
5-е – он может быть в плохом настроении и т.д. и т.п. и собирается наказать или уже наказывает ребенка. Ребенок испытывает страх или даже ужас перед грозным родителем. Как он поведет себя в опасной для него ситуации зависит от его творческого приспособления. Он может выбрать реализовать свою мышечную напряженность, которая является естественной биологической реакцией его организма, для:
1-е — бегства, чтобы избежать наказания,
2-е — борьбы, чтобы оказать сопротивление наказанию. И это были бы естественные реакции. Но он может и
3-е — замереть, что тоже является механизмом самосохранения в живой природе. И тогда что сделает родитель? Догонит и накажет, накажет сильнее за сопротивление или пожалеет, увидев буквально скукошенного замершего ребенка или накажет замершего и не оказывающего никакого сопротивления ребенка – неизвестно. Это – тоже результат творческого приспособления, но уже грозного родителя. И если родительский выбор падет в сторону жестокого наказания, то ребенок уже столкнется с последствиями такого наказания для него. Если физическое наказание окажется чрезмерным (а это наиболее вероятный исход), то без реакции бегства и борьбы ребенку будет нанесена травма (физическая и психическая). Природный механизм проживания травмы один и тот же. Чтобы уменьшить рецепторную боль от наказания в кровь вбрасывается огромное количество эндорфинов – так организм живого существа спасает его от гибели. Чувство боли притупляется, а где-то на подсознательном уровне этот процесс запечатлевается как возбуждение и даже какое-то неуловимое удовольствие. И тогда: засада в том, что образовавшаяся воронка травмы, собрав нереализованную энергию естественных реакций бегства и борьбы, оставаясь постоянным источником иррадиации — возбуждения будет подталкивать ребенка к тому, чтобы воспроизвести этот опыт снова и снова. И важно здесь то, что при наказании ребенка родителем, у него почти всегда нет выбора. Здесь выбор осуществляет родитель. Если это будет происходить часто, то способ поведения ребенка в опасной для него «острой ситуации» сильной интенсивности, может зафиксироваться как единственно возможный. И если со временем ребенок будет стремиться повторить этот ответ в ситуации, когда он уже не сталкивается ни с кем из угрожающих ему взрослых, это будет означать, что он создал хроническую острую ситуацию слабой интенсивности, потому что уже нет реальной нависшей над ним угрозы. Каждый раз, когда он встретит в своей повседневной жизни взрослого, который каким-то образом бессознательно напомнит ему ту самую острую ситуацию, в которой он когда-то находился, то повторит параметры острой ситуации, и он станет себя защищать, как будто бы подвергается угрозе, забывая о «мнимом» характере этой новой ситуации.
Что означает такое повторение? Это означает, что он потерял способность оценивать поле, он потерял способность осуществлять творческое приспособление в настоящей ситуации: то, что было творческим в определенный момент, сейчас больше не является таковым.
Это происходит из-за так называемой «незавершенной ситуации»: если мы находимся в ситуации контакта и эта ситуация контакта по той или иной другой причине была прервана, и удовлетворение не было достигнуто, то при определенных условиях эта ситуация может зафиксироваться в виде незавершенной ситуации – так рождается незавершенный гештальт.
Формирование незавершенной ситуации означает постоянное возвращение и блуждание в настоящем в попытках найти какое-то завершение. Тогда невроз возможно определить как потерю к творческому приспособлению и замещение ее так называемой «вторичной физиологией», своего рода второй натурой. Она закладывается в коже, в мышцах, закладывается во всю совокупность переживаний; первоначальная, естественная схема реагирования выходит из употребления.
Что может психотерапия, встречаясь с острыми ситуациями, с которыми столкнулся данный человек? Еще Фрейд выявил, что человек стремится воспроизвести те страдания и трудности, с которыми он сталкивался однажды. Психотерапевтическая гипотеза гештальттерапии состоит в том, что острые ситуации, которые взрослый человек должен был пережить в детстве и отныне ставшие хроническими, повторяются в его «теперь», и следовательно, повторятся в «теперь» терапевтической ситуации. И здесь уже важна конкретная психотерапевтическая работа с клиентом и для него. И ее цель – помочь клиенту вернуть себе способность творческого приспособления, которое является жизненно важной необходимостью для выживания человека в окружающем его мире.
Если Вы – родитель, то попробуйте подумать прежде, чем принимать решение о физическом наказании ребенка. Хотите продолжить общение на эту тему – пишите, задавайте вопросы. Буду рада обратной связи с Вами, мои читатели.
С уважением, Лилия Семёнова.
25.06.2013 года.
Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.