Шнейдер Лидия Бернгардовна, Соломатина Елена Михайловна «Практикум по психологии семьи и семейному консультированию»

Характеристика книги

Название: Практикум по психологии семьи и семейному консультированию.

Оригинальное название: Практикум по психологии семьи и семейному консультированию.

Авторы: Лидия Бернгардовна Шнейдер, Елена Михайловна Соломатина.

Издательство: «НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет».

Год издания: 2012.

Страницы: 496.

Язык: русский.

ISBN: 978-5-9770-0435-0; 2012 г.

Переплёт: твёрдый.

Иллюстрации: Нет.

Краткое содержание
Лидия Бернгардовна Шнейдер

Лидия Бернгардовна Шнейдер

ТЕМА 1. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ

  • Становление предметной области и основные подходы к изучению психологии семьи
  • Проблема значимых отношений в системе психологического знания
  • Понятие «семья» и «брак»
    • Эмпирическое изучение представлений о семье в сознании молодежи
  • Формы организации семьи в истории человеческого общества
  • Нетрадиционные (особые) семьи
  • Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений

Контрольные вопросы и задания для повторения и самопроверки. Задания для самостоятельной работы. Темы рефератов и/или курсовая работа. Литература (основная и дополнительная)

ТЕМА 2. НА ПОРОГЕ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ

2.1. Аттеракция и механизмы возникновения симпатии

2.2. Феномен любви, её типы, источники и стили

2.2.1. Эмпирическое исследование современных представлений о любви

2.3. Проблема отношения полов и гендерные исследования

2.4. Формирование установки на вступление в брак и деторождение

2.4.1. Эмпирическое исследование готовности к материнству как личностного образования

2.5. Период ухаживания

2.5.1. Эмпирическое исследование образа гармоничного брака у студентов разной специализации

2.6. Понятие жизненного и сексуального сценария

2.7. Условия сохранения эмоциональных отношений

Контрольные вопросы и задания для повторения и самопроверки. Задания для самостоятельной работы. Темы рефератов и/или курсовая работа. Литература (основная и дополнительная)

Диагностическое приложение. Методика Г. Алена и К. Мартина «Каков ваш коэффициент интимности?». Методика оценки сексуального профиля.

ТЕМА 3. СУПРУЖЕСКИЕ УЗЫ И БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

3.1. Различные категории современной семьи и брачно-семейных отношений

3.2. Современная модель семьи, её особенности

3.2.1. Социально-психологические особенности доминирования-подчинения в супружеской паре

3.3. Психологически благополучные и неблагополучные семьи

3.3.1. Эмпирическое исследование особенностей неблагополучной провинциальной семьи

3.4. Психологическое здоровье современной семьи

3.4.1. Эмпирическое исследование психологического здоровья современной семьи

3.5. Реализация индивидуальных потребностей в браке и многообразие семейных функций

3.5.1. Изучение семейных ценностей и ролевых установок

3.6. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура

3.6.1.Удовлетворенность супружескими отношениями и их взаимосвязь с индивидуальными ценностями личности

3.7. Динамика семейных отношений и периодизация семейной жизни

3.8. Молодая семья, ее задачи и особенности

3.8.1. Характер супружеских отношений, ролевая согласованность и ролевые установки в молодой семье

3.8.2. Проблемы взаимоотношений супругов в молодой семье в связи с рождением ребенка

3.9.Пожилой человек и семья

3.10. Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты

3.10.1. Образ матери в детерминации супружеской роли мужчины

3.11. Адаптация супругов в семье

3.11.1. Удовлетворенность браком и установки современных супругов

3.12. Семейные ссоры и супружеский конфликт в семье

3.12.1. Особенности проявлений внутриличностных противоречий в супружеской паре

3.13. Формы распада супружества и факторы, разрушающие брачно-семейные отношения

3.13.1. Исследование восприятия женщинами мужского насилия в семье

Контрольные вопросы и задания для повторения и самопроверки. Задания для самостоятельной работы. Темы рефератов и/или курсовая работа. Литература (основная и дополнительная)

Диагностическое приложение. Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях». Тест супружеских отношений. Методика «РОП» Тест-опросник удовлетворенности браком. Цветовой тест отношений. Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС). Анкета для женщин, подвергавшихся физическому насилию.

ТЕМА 4. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

4.1. Семья как персональная микросреда развития ребенка

4.1.1. Стиль родительского воспитания как фактор формирования смысловой сферы старшего подростка

4.2. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье

4.2.1. Проявление тревожности у детей старшего подросткового возраста в семьях с разным уровнем доходов

4.3. Соперничество детей в семье

4.3.1. Исследование детского соперничества в семье

Контрольные вопросы и задания для повторения и самопроверки. Задания для самостоятельной работы. Темы рефератов и/или курсовая работа. Литература (основная и дополнительная)

Диагностическое приложение. Психодиагностика в семейной консультации. Методика PARI. Тест-опросник родительского отношения (А.В. Варга, В.В. Столин).

Диагностика нарушений во взаимоотношениях родителей с подростками и их причины. Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС). Метод экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР).

ТЕМА 5. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

5.1. Семейное консультирование как вид психологической помощи

5.2. Диагностика в семейной консультации

5.3. Психологический инструментарий в семейном консультировании

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

УПРАЖНЕНИЯ «СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ»

  1. Проблемы детей или родителей?
  2. Отцовская незрелость
  3. Семейные стереотипы
  4. Дочки-матери
  5. Рикошет семейных осколков

УПРАЖНЕНИЯ «ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

  • Случай Вовы. Случай Оли

УПРАЖНЕНИЯ «СЛУЧАЙ ИЗ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ»

  • Проективный текст «Случай с Сергеем»
  • Проективный текст «Случай с Людмилой»
  • Случай с Ириной

УПРАЖНЕНИЯ «СЛУЧАЙ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

Случай 1. Случай 2. Случай 3.

УПРАЖНЕНИЯ «СЛУЧАЙ С ПРИЁМНЫМИ ДЕТЬМИ»

  • Воспитательная ситуация 1. Дело Тины
  • Воспитательная ситуация 2. Дело Шуры

УПРАЖНЕНИЕ «ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК И ЕГО РОДИТЕЛИ»

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ

О книге и авторе от издателя
Шнейдер Лидия Бернгардовна

Шнейдер Лидия Бернгардовна

В книгу собраны исследования студентов и аспирантов, молодых выпускников вузов, посвященных психологическому анализу семейных отношений как комплексной проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В сборник вошли как теоретические обзоры, реферативные изложения, так и самостоятельные исследовательские проекты. Данные материалы предназначены для изучения студентами и могут быть использованы в качестве приложения к курсу «Семейная психология».

Содержание учебного пособия направлено на формирование у студентов, специализирующихся по психологии, полноценного представления о современном состоянии разработки проблем семейных отношений в психологической науке и практике. Специальное внимание уделяется эмпирическим исследованиям в семейной психологии, они раскрывают проблемы внутрисемейных, детско-родительских, супружеских, сексуальных отношений, воспитания детей, актуального родительства и др.

Книга адресована студентам-психологам, может быть полезна аспирантам, практическим психологам, преподавателям вузов.

Заказать эту книгу можно в книжной лавке.

12.08.2016 года.

Все права защищены © 2012-2016 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow