Пиаже Жан Вильям Фриц «Моральное суждение у ребенка»

Характеристика книги

Название: Моральное суждение у ребенка.

Оригинальное названиеThe Moral Judgment of the Child.

Автор: Жан Вильям Фриц Пиаже.

Перевод: В. Большаков.

Издательство: «Академический Проект».

Серия: «Психологические технологии».

Год издания: 2006.

Страницы: 480.

Язык: русский.

ISBN: 978-5-8291-0739-2; 2006 г.

Переплёт: твёрдый.

Иллюстрации: Нет.

Краткое содержание
Жан Вильям Фриц Пиаже́

Жан Вильям Фриц Пиаже́

К сведению Читателя

ГЛАВА 1. ПРАВИЛА ИГРЫ

  • 1. Правила игры в шарики
  • 2. Опрос и общие результаты
  • 3. Ответственность коллективная и передающаяся
  • 4. Имманентная справедливость (правосудие)
  • 5. Справедливость ретрибутивная и справедливость дистрибутивная
  • 6. Применение правила
  • 7. Применение правила
  • 8. Осознание правила
  • 9. Осознание правила
  • 10. Игра девочек. «Ищущий островок»
  • 11. Выводы. Моторное правило и два типа уважения
  • 12. Выводы

ГЛАВА 2. ПРИНУЖДЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И НРАВСТВЕННЫЙ РЕАЛИЗМ

  • 1. О методе
  • 2. Объективная ответственность
  • 3. Объективная ответственность. Ложь
  • 4. Ложь и две формы уважения
  • 5. Заключение. Моральный реализм
  • 6. Общее заключение

ГЛАВА 3. КООПЕРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

  • 1. Проблема санкции и ретрибутивная справедливость
  • 2. Коллективная и передающаяся ответственность
  • 3. «Имманентная справедливость»
  • 4. Ретрибутивная справедливость и справедливость дистрибутивная
  • 5. Равенство и авторитет
  • 6. Справедливость в отношениях между детьми
  • 7. Заключение: Понятие справедливости

ГЛАВА 4. ДВЕ МОРАЛИ РЕБЕНКА И ДВА ТИПА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • 1. Тезисы Дюркгейма и Фоконнэ относительно ответственности
  • 2. Доктрина морального авторитета по Дюркгейму
  • 3. Доктрина авторитета по Дюркгейму
  • 4. Теория М.П. Бовэ
  • 5. Точка зрения Ж.М. Болдвина
  • 6. Выводы
О книге и авторе от издателя
The Moral Judgment of the Child

The Moral Judgment of the Child

Жан Пиаже́ — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии.

Жан Пиаже родился в городе Нёвшатель. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, и даже опубликовал несколько научных работ до окончания школы. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 г. Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трех детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 г. Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного Бюро по образованию ЮНЕСКО, во главе которого он оставался до 1968 г.

В этой книге Жан Пиаже на основе изучения детских игр исследует формирование моральных установок у детей, взаимоотношения моральных суждений детей с правилами, императивами, которые диктуются взрослыми. В работе делается важное заключение, имеющее значение для современной общей социологии и психологии, помогающее определить некоторые закономерности, раскрываемые в работах современных специалистов.

Цитата из книги
Моральное суждение у ребенка

Моральное суждение у ребенка

«В этой работе читатель не найдет анализа детской морали в том виде, как она существует в школе, в семье или в детских коллективах. Предмет нашего исследования — моральное суждение, а не моральное поведение или чувство. С этой целью мы произвели опрос большого количества школьников в Женеве и Невшателе и беседовали с ними на моральные темы, как некогда беседовали на темы, относящиеся к представлению ими мира и причинности. И то, что приводится на последующих страницах,— это именно результат этих бесед. Речь здесь идет прежде всего о том, чтобы узнать, что такое соблюдение правил, с точки зрения самого ребенка. Поэтому мы начали с анализа правил социальной игры — анализа именно того, что в них является обязательным, с точки зрения честного игрока. От правил игры мы перешли к правилам специфически «моральным», предписанным взрослыми, и добились выяснения того, каким образом ребенок представляет себе эти отдельные обязанности. Представления детей о лжи послужили в этом отношении особенно существенным примером. Наконец, мы изучили понятия, вытекающие из отношений детей между собой, и в итоге избрали в качестве специальной темы наших разговоров идею справедливости.

Достигнутые на этом этапе наших исследований выводы показались нам достаточно связными, чтобы сопоставить их с различными современными гипотезами в отношении социологии и психологии нравственности.

Рассмотрению этих гипотез посвящена четвертая глава нашей работы.

Более чем другие, мы осознаем как недостатки, так и преимущества используемого метода. Большая опасность, особенно когда речь идет о морали, заключается в том, что можно заставить говорить ребенка то, что вы сами желаете услышать. Здесь ничто не помогает — ни честность того, кто проводит опрос, ни методологические предосторожности. Единственный возможный способ — сотрудничество исследователей. Если другие психологи захотят подойти к этим проблемам с других позиций, опрашивая детей другой среды, то рано или поздно можно будет судить о том, что объективно, а что произвольно в наших результатах. Аналогичная работа была уже предпринята в разных странах относительно понимания причинности у детей и детской логики, и если нас можно обвинить в некоторых преувеличениях, то наш метод все же не может считаться обескураживающим.

Преимущества этого метода заключаются в том, что он делает очевидным то, о чем одно только наблюдение не позволяет догадаться. Я, например, уже долгие годы обращал внимание на непосредственные суждения своих собственных детей, и для этого мне не приходилось задавать им те вопросы, которые исследовались в работах «Представления мира у ребенка » или «Физическая причинность». В основных своих линиях реалистические, анимистические, арцифициалистские тенденции и динамическая причинность выявились довольно четко, но смысл самых интересных «почему» или возникающих совершенно случайно размышлений остался бы мне непонятен, если бы я уже раньше не опросил на эти темы сотни детей. Непосредственное суждение ребенка, разумеется, стоит больше, чем все опросы. Но это суждение невозможно было бы разместить в контексте детского менталитета без той предварительной работы, которую как раз и представляли эти опросы. Предварительную работу такого же рода относительно того, что касается моральных суждений, мы и предлагаем теперь нашим читателям. Будем рады, если эти «строительные сооружения» позволят впоследствии всем тем, кто общается с детьми и способен понимать их непосредственные реакции, достроить все здание! Моральные суждения детей позволяют лучше понять моральные установки взрослых. Для воспитания людей нет ничего более полезного, чем изучение законов этого воспитания».

Заказать эту книгу можно в книжной лавке.

14.06.2016 года.      

Все права защищены © 2012-2016 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow