Характеристика книги
Название: Травма и душа. Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию.
Оригинальное название: Trauma and the soul. A psycho-spiritual approach to human development and its interruption.
Автор: Дональд Калшед.
Переводчик: Наталья Серебренникова.
Издательство: «Когито-Центр».
Серия: Современная психотерапия.
Год издания: 2015.
Страницы: 368.
Язык: русский.
ISBN 978-0-415-68146-9, 978-5-89353-444-3; 2015 г.
Переплёт: твёрдый.
Иллюстрации: Нет.
Краткое содержание
Введение
Эта книга
Два мира
Травма и система самосохранения
Принимая во внимание душу
Развитие души
Травма как разрыв
Заключительные размышления
Глава 1. Травма и спасительные встречи с нуминозным
- Открытие духовного мира в глубинной психологии
- Встречи с таинственным
- Маленькая девочка и ангел
- Посещения в момент умирания
- Дженнифер и ангел
- Околосмертные встречи с ангелом света
- Комментарий к двум предыдущим случаям: выбор жить
- Дева Мария как ангел-хранитель
- Мария и младенец на высоте 25 000 футов
- Мистический опыт в ходе юнгианского анализа
- Удивительные «присутствия», описанные в этой главе
Глава 2. Утрата и обретение души-ребенка
- Ребенок между мирами: переходное пространство у Винникотта
- Первый случай: ребенок в клетке
- Второй случай: биржевой маклер и погребенное дитя
- Третий случай: Делия и Пони
- Тема потерянного и вновь найденного ребенка в мировой мифологии
- Младенец Иисус и царь Ирод
- Младенец Зевс и Крон, пожирающий детей
- Персей и разгневанный король Акрисий
- Комментарий и размышления о роли агрессии в этих историях
Глава 3. Диссоциация и темная сторона защитной системы. Встреча Данте с Дитом в аду
- Введение
- Дит и агрессия
- Проявления Дита в клинической ситуации
- Дит в психоанализе, юнгианской теории и не только
- Схождение в Ад
- «Оставь надежды, всяк сюда входящий…»
- Дит и демон депрессии
- Клинический пример: случай Элен
- Спуск продолжается: лимб
- Пример прорыва, повлекшего духовные последствия
- Застрявшие в лимбе: злокачественная невинность
- Диана: злокачественная невинность
- Дит и воплощение
- Продолжение спуска в преисподнюю
- Отступление: ангелы у врат Дита
- Спуск продолжается: встреча с Дитом
- Встреча и приближение к Диту в переносе
- Выводы: два типа страдания
Глава 4. Травма, трансформация и трансцендентность. Случай Майка
- Введение
- Первая встреча
- Комментарий по поводу базисного расщепления при ранней травме
- Первые сессии и возвращение потерянных детей
- Работа горя
- Восстановление потерянного мальчика/ребенка
- Ребенок во внешней и внутренней реальности
- Восстановление утраченной фемининности
- Средняя фаза анализа: новое отношение к агрессивной энергии
- Гнев в переносе
- Пекарь с пирогами и витражных дел мастер
- Храмы как священные убежища для интеграции любви и ненависти
- Откровение, слеза Будды и появление симпатии
- Регрессия и восстановление старой защиты
- Возвращение Симпатии
- Добровольное жертвоприношение и игра на обезглавливание
- Открытость боли – это открытость Богу
- Резюме
Глава 5. Целостность и защиты от целостности
- Введение
- Быть увиденными в целостности
- Целостность и наше духовное наследие
- Целостность, кривые зеркала и личный нарратив
- Юнг: восстановление целостности с помощью сновидения
- Юнг: описание целостности в поздних работах
- Вклад нейронаук в концепцию целостности
- Иэн Макгилхрист
- Подлинная целостность
- Травма и защиты от целостности
- Аллан Шор
- Случай Синтии
- Заключение
Глава 6. Психоаналитические подходы к внутреннему миру. Приложение теорий к клиническим случаям
- Рональд Фейрберн и внутреннее преследование
- Джон Стайнер и психические убежища
- Кристофер Боллас и внутренний мир как страна призраков
- Арнольд Моделл и приватное я
- Невилл Симингтон и истинный Бог против ложного бога
- Комментарий
- Джеймс Гротштейн и невыразимый субъект бессознательного
- Мистерия сновидений и их мифопоэтический язык
- Невинность и потерянная душа
- Ангельские и/или демонические внутренние присутствия и система самосохранения
Глава 7. Утрата невинности и ее восстановление. Размышления о «Маленьком принце» Сент-Экзюпери
- Психоаналитические представления о невинности
- Тема невинности в западной литературе
- «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери
- Случай Барбары
- Сновидение о зеленом чудовище
- История: Маленький принц между мирами
- Переживание с риском для невинности
- Приручение: пшеничные поля
- Невидимые вещи, дорогие сердцу
- Маленький принц встречается с Пилотом
- Продолжение истории Барбары
- Уроки «Маленького принца»: Пилот начинает понимать
- Уроки нашей истории
- Барбара: одно из последних сновидений
- Выводы
Глава 8. Разделенное я Карла Густава Юнга. Наука жить «между мирами»
- Введение и связь с предыдущими главами
- Юнговская одиссея между мирами: параллели с «Маленьким принцем»
- Спрятанные подсвечники
- Продолжение истории Юнга
- Диалектика двух юнговских миров и фрейдовский психоанализ
- Общие контуры биографии Юнга
- Комментарии Винникотта к «Воспоминаниям, сновидениям, размышлениям» Юнга
- Утверждения Винникотта о психопатологии Юнга
- Неудача Юнга в достижении целостности
- Юнговский бесконечный бесплодный поиск целостного я
- Расщепляющие защиты Юнга
- Оценка интерпретаций Винникотта
- Первое утверждение Винникотта: Юнг не смог достичь «цельного статуса»
- Второе утверждение Винникотта: бесплодные поиски Юнгом своего я
- Третье утверждение Винникотта: расщепляющие защиты Юнга и его разделенное я
- Краткие итоги и выводы
Глава 9. Разъединение и воссоединение. Размышления о работе с воплощенным сновидением в свете сказки братьев Гримм «Девушка-безручка»
- Введение
- О включении сказок в аналитическую работу
- Угнетение тела разумом
- Случай Деборы
- «Девушка-безручка»: часть I
- Начало терапевтического процесса Деборы
- На пути к теоретическому осмыслению
- «Девушка-безручка»: часть II
- Терапевтический процесс Деборы: стадия «серебряных рук»
- «Девушка-безручка»: часть III
- Пребывание Деборы в «лесу»
Выводы
Литература
Примечания
От издателя
В основу психотерапии посттравматических расстройств личности Дональд Калшед кладет идею о том, что душа живет между двумя мирами – материальным и духовным, а культура предоставляет личности мифопоэтическую матрицу, помогающую выжить после тяжелой травмы. Анализируя сходства и различия юнгианского и психоаналитического подходов к терапии, автор раскрывает тонкости психологической работы со сновидениями и телесными симптомами людей, переживших ранние травмы. Особое внимание уделяется проработке в терапии диссоциации и саморазрушительных тенденций, специфике переноса/контрпереноса и недостаточной символизации. Для иллюстрации своих выводов автор использует клинический материал и художественные образы, в том числе сказки.
Цитата из книги
«На следующих страницах буду рассказывать истории о встречах с душой или духом. Эти истории бессистемны и не поддаются статистическому анализу. Тем не менее они правдивы. Они эмпирически реальны, поэтому я считаю, что они могут претендовать на научную достоверность. Все это произошло на самом деле, а иногда эти события были самыми важными в жизни человека или в ходе психоаналитического процесса. Также они оказались самыми интересными историями в мире, по крайней мере, для этого исследователя. Так почему бы нам не рассказать их? Возможно, такой рассказ на страницах этой книги позволит «незнакомцу» во внутреннем мире некоторых читателей «показаться у окна» в знак признания той мимолетной и мерцающей реальности, проявляющей себя на любой границе «между мирами». Мы называем эту реальность человеческой душой. Она причастна и вечности, и времени, так же как и мы сами».
Заказать эту книгу можно в книжной лавке.
11.09.2015 года.
Все права защищены © 2012-2016 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.