Как интроекция проявляется в контакте? Интроекция в процессе контактирования проявляется на фазе преконтакта. Когда в контакте начинает возникать фигура потребности, появляется возбуждение и увеличивается энергия, чтобы дать человеку возможность соприкоснуться с окружающей средой, напряжение и тревога могут быть прерваны с помощью механизма интроекции. И мы можем почувствовать, как вдруг неожиданно падает энергия в контакте. Здесь речь идет о пограничном явлении, чтобы нечто из внешней среды взять и присвоить. Чтобы понять суть механизма интроекции (присвоения чужеродного материала) важно провести некоторую аналогию между процессом питания и процессом усвоения духовной и социальной пищи. Все эти процессы требуют агрессии. Для чего? Для того, чтобы нормально поесть – нужно сначала откусить, а затем тщательно пережевать пищу, чтобы она была нормально усвоена или ассимилирована. Чтобы нормально усвоить какую-то информацию в идеале её нужно проанализировать, подвергнуть сомнению, обдумать, взвесить все «за» и «против», и тогда уже – либо присвоить её, либо отвергнуть (равносильно срыгиванию в процессе еды излишней или токсичной для человека пищи), то есть ассимилировать её самостоятельно. Если во время еды мы плохо пережевываем пищу, проглатываем её большим куском, то она не может нормально перевариться и усвоиться, поэтому такая пища способна вызвать у нас рвоту, понос (желание отделить) или каловый завал – это соматизация из-за отравления организма – своеобразное носительство в себе инородного тела. Таким образом, удавшаяся интроекция завершается ассимиляцией и усвоением, а неудавшаяся – заглатыванием чужеродного материала и вследствие этого подменой собственных чувств, взглядов, идей, убеждений, оценок, норм чужими интроецированными чувствами, взглядами и т.д. Так при интроекции мы имеем дело с нарушениями Ego-функции и функции Self.
Как во время психотерапии можно отследить интроективные прерывания и нездоровые проявления механизма интроекции? Например, психотерапевт может услышать истории про то, как клиент объясняет, каким он должен быть в своей жизни, что ему следует воспринимать, как хорошее, а что – как плохое. Иногда клиент может не делать чего-то важного и значимого для него, игнорируя свои насущные потребности из-за того, что кто-то из значимых для него взрослых когда-то раньше сказал ему, что «так делать не надо». И такая установка будет жить внутри человека и управлять его поведением, но при этом она не будет интегрирована в его личность. Также интроецирующая позиция клиента в психотерапии может состоять в том, что он явно или неявно будет делать запрос к терапевту на рецепт, совет, оценку, единственно верное мнение. Но если в детстве родитель говорил ребенку: «Делай то, но не делай этого», то ребенок мог только подчиниться, то есть интроецировать родительский приказ или послание как замену своей собственной воли. В этом процессе важным будет не столько содержание того, что было интроецировано, сколько тот факт, что желание другого человека пришло на замену своего собственного желания. И если такой детский опыт будет повторяться неоднократно, то он станет стереотипным защитным паттерном, заключающимся в том, что кто-то другой всегда будет решать за человека, что ему надо делать и чего ему делать не надо.
Если слияние прерывает построение гештальта, не давая возникнуть фигуре в предконтакте, так что все остается в фоне, и возбуждение прерывается едва возникнув. Например, женщина, ухаживающая за мужем, лежащим в онкологическом отделении, на все вопросы о ней отвечала: «у нас – опухоль, нам сделали операцию, у нас сейчас курс химиотерапии» и т.п. А её отдельной от мужа при этом как будто и вовсе не было. Так из-за сильной тревоги, страха или ужаса срабатывает механизм слияния. То в случае с механизмом интроекции можно привести пример женщины, которая терпит от мужа всё, что только можно, и даже то, что точно терпеть нельзя (бесконечную ругань, пьянство, побои). Весь этот её подвиг совершается при помощи её материнского интроекта: «Бог терпел и нам велел!» И тогда анализируя материнское поведение, ставшее наглядным примером для дочери, нетрудно будет заметить, что её мама, к примеру, терпела пьянство своего мужа, хамство своего начальника, каждый раз совершая при этом собственное насилие над собой, и этот же способ, как единственный так хорошо ей известный, она пытается навязать своей дочери. Итак, материнский «терпец» как женский семейный интроективный способ поведения передается из поколения в поколение, как самое, что ни на есть, драгоценное наследство. А нужно ли такое наследство уже давно ставшей взрослой дочери? В процессе терапии у неё появится выбор, как поступить с насточертевшей и мешающей её нормальной жизни интроективной установкой её матери. Поскольку интроекция существует во всех видах человеческих отношений, то задачей терапии становится восстановление нормальной работы функции Ego, то есть способности человека осуществлять свой собственный осознанный выбор, что принимать как свое, а что отбрасывать за ненадобностью, и продолжать осознавать и развивать эту свою способность в процессе дальнейшей своей жизни.
Интроектов очень много, многие легко обнаружить продолжив фразу: «Я должен…», «Я не должен (мне нельзя)». Задумайтесь, какие Ваши интроективные установки, переданные по наследству, сегодня мешают Вам жить, любить, быть счастливыми, иметь интересную работу и т.д., и т.п. Я думаю, такой анализ может оказаться полезным.
С уважением, Лилия Семёнова.
06.05.2014 года.
Все права защищены © 2011-2015 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.