Структура личности в гештальт-подходе (часть 2)

60.1В отличие от функции Ид функция Персона является наиболее стабильной. И эта функция включает в себя совокупность представлений человека о самом себе, которые сформировались в результате  интеграции его колоссального опыта различных предыдущих контактов и в результате ассимиляции всей его личной истории. Иными словами, это осознание ответа на вопрос «Кто я такой/такая?» Например, что бы я могла сейчас сказать Вам о себе: «Я – женщина, жена, мама, бабушка, сестра, дочь, внучка, я – студентка МГИ, начинающий гештальттерапевт, увлекающаяся чтением, психологией, путешествиями, своей новой работой на сайте, мне нравится общение с людьми, музыка, искусство. Сейчас я пишу эту статью…» Все эти утверждения исходят из моей функции Персона. Заметьте, все эти определения связаны скорее с моими социальными и профессиональными ролями, статусом, но не только с ними. Это также и весь наш опыт предыдущих успехов, а также – неудач. Это то, что дает нам некоторую стабильность в пространстве и времени, но одновременно, как бы сужает наши возможности в получении нового опыта. Это связано с тем, что в новых и незнакомых для нас ситуациях очень много неопределенности и с этим связано возрастание у нас тревоги, которую легче всего снизить использовав какой-нибудь стереотипный, но зато хорошо и до автоматизма усвоенный способ реагирования. И тогда наш ответ будет происходить как бы вне зоны нашего осознавания.

60.2Даже на этапе преконтакта Персона будет для нас источником информации в процессе ориентации актуальной для нас в данный момент времени потребности. Истоки такого процесса тоже коренятся в нашем первом жизненном опыте, связанном с материнской фигурой. Именно мама помогала нам опознавать свои ощущения и удовлетворять свои потребности. Именно от нее мы узнавали, что можем хотеть, а чего нам даже хотеть нельзя. В нашей Персоне очень четко зафиксирован весь наш ранний опыт нашего контакта с матерью. Многие из нас всю сознательную жизнь бессознательно реагируют на различные стимулы среды по матрице, сформированной родительской семьей.

60.3В процессе терапии важно тщательно прожить фазу преконтакта, потому что именно на этом этапе клиент попытается, испытывая тревогу, организовать все именно так, как для него привычно, тогда как психотерапевт может показать ему возможность по-новому встречаться с тем, кто и что его сейчас окружает. Даже такой момент сможет стать ценным опытом для клиента, который позволит ему жить более включенно и осознанно.

60.4Если говорить о функции Персона в контексте психотерапевтической работы, то это, например, будет место в сессии, где падает энергия, зато возникает массированное вербальное морализаторство, долженствование, описание каких-то норм поведения, интеллектуализации. Слов может быть очень много, но скука смертная, отсюда и падение энергии в контакте.

60.5Как еще в процессе терапии может проявлять себя Персона клиента? Например, в его вопросе: «Скажите, а это нормально, что со мной такое происходит?… А еще у меня бывает вот это и вот это…» Когда тревога во время получения нового опыта зашкаливает у клиента, он обращается за оценкой к Персоналити терапевта, потому что хочет успокоиться и понять, что так бывает или что с ним все в порядке.

А еще к примеру это может быть фраза клиентки: «Что же я такая бестолковая, что никак не могу жить нормальной жизнью?..» И в этой фразе, исходящей из чувства вины, можно уловить, что для нее есть какие-то прописанные нормы и правила, связанные с понятием о том, как нужно и должно жить приличной девушке. Конечно же, именно Персона – это то, что смотрит и оценивает, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, что соответствует, а что – нет и т.д. Если Вы кажетесь себе не оценивающим человеком, расслабьтесь, — это неправда. Осознанно или бессознательно мы оцениваем себя и других – это функция, которая помогает нам адаптироваться в окружающем нас мире.

60.7Еще важно сказать, что функция Персона имеет отношение к сдерживанию и аффектам, которые часто приводят клиентов в терапию. Например, терапевт имеет дело с клиентом, который пытается представить себя совершенно рациональным и разумным, но как-то не очень счастливым. Конечно, его рациональность и разумность – это его иллюзия, в которой ему когда-то было легче жить и, возможно, пережить что-то. И он так гордится этим, буквально «прется» от своей рациональности, и этот аффект поддерживает его рациональность, но остается совершенно незамеченным самим клиентом, несмотря на все его убеждение в своей рациональности. Или возможно свой аффект я не замечаю из-за чувства стыда, с которым не хочу встречаться. А все потому, что когда-то в детстве отец клиента говорил ему: «Что ты все, как баба: то плачешь, то смеешься?!…» И тогда стыд, прописанный с детства, обеспечивает клиенту его неспособность осознавать какие-либо текущие его чувства. Как Вы думаете, классно жить рядом с таким рациональным и разумным? Возможно, иногда неплохо, но как-то кисловато… А где же радость эмоционального, спонтанного общения, возможность разделить свои чувственные переживания с другим?

А как часто во время терапии клиенты говорят о своих аффективных импульсивных вспышках: «Я посидел, посмотрел на семью моей жены на новогоднем празднике, послушал…, а потом что-то сорвало мне крышу, я послал их всех на … и пошел…». Это была импульсивная вспышка. В работе с таким эпизодом обязательно накопаешь какие-либо прописи Персоны, которые не осознаются. Например, «как должен вести себя настоящий мужчина», «настоящие крутые парни не терпят в свой адрес ничего», «они должны своим недругам напрямую сказать, что о них думают». И тогда, даже если клиент считает, что поступает импульсивно, все равно в таком поступке присутствует его долженствование и его мораль. Их конфликт с реальностью, возможно многократно сдержанный до этого, и привел к такому развитию событий. Важно помочь человеку осознать присутствие неосознаваемой им его части в целостном акте его жизни.

А как часто мы сталкиваемся с признаниями клиентов, избивших свою жену или тещу. И тут возникает вполне резонный вопрос, какие же нормы поведения заставляли их сдерживаться до этого, на протяжении месяцев или даже лет, а потом все-таки избить. Хорошо бы понимать – какие?  Вопрос здесь вовсе не в том, когда сорвался. Вопрос в сдерживании до этого момента, то есть вполне возможно, что в течение какого-то времени он не осознавал, что он терпел, закипал, закипал и потом вскипел почти до взрыва и выдал… В этом примере возможно речь идет об интроективной установке, что «хороший человек должен сдерживаться». И он сдерживается, конечно же, пока не рванет. И хорошо бы эти свои установки начать распознавать. Когда мы говорим о Персоне, то в ней есть масса всего, но интроективные установки во многом играют очень большую роль. Кроме того, в ней заложен и весь жизненный опыт человека. И тогда, как в системе правосудия, мы обращаемся к каким-то кусочкам собственного опыта, если мы про этот опыт что-то поняли для себя, то может оказаться, что этот опыт будет нам полезен, а может – и нет. Ведь бывает и так, что какой-то наш опыт хорош был для нас как для ребенка, а для взрослого человека – он может оказаться совсем неподходящим. Взрослому человеку важно осознавать установки, полученные с детства, у него есть право распоряжаться своей жизнью и своим выбором. Важно осуществлять его самостоятельно. Иногда для нормальной дальнейшей жизни ему может потребоваться настоящая ревизия интроецированных чужих установок, с тем, чтобы отделить от себя бесполезное или вредное и чуждое ему самому. Если Вам понадобится в этом помощь – обращайтесь!

С уважением, Лилия Семёнова.

24.12.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.