С самого раннего детства маленький человек предоставленный сам себе, обречен. Он не имеет никаких шансов на выживание. Для того, чтобы его жизнь продолжалась, ему нужна помощь других людей. И здесь имелось в виду физическое выживание младенца. Но, если взять психологический уровень, то точно также для его психоэмоционального выживания, потребуются психоэмоциональное контактирование с другими людьми. Отсюда можно сделать вывод, что принадлежность к группе и связанность с ней – возможно является первичным психологическим импульсом, обеспечивающим его выживание.
Гештальт подход рассматривает человеческую жизнь как взаимодействие между человеком и постоянно изменяющейся окружающей его средой. И это взаимодействие рассматривается как творческое приспособление, требующее от человека изрядной гибкости, изменчивости форм и способов такого приспособления.
Если человек будет привязан только к устаревшим способам действия, то в сегодняшнем непростом мире он может просто потерять способность удовлетворять свои потребности, как физиологические, так и социальные. Непрерывные изменения просто необходимы для его выживания. Невроз возникает, когда человек теряет свою способность к изменению своего образа действий и способов взаимодействия со средой. Посмотрите вокруг себя, вспомните, как много и часто мы встречаем абсолютно отчужденных, изолированных, ни с кем не связанных людей, которые зачастую никому не нужны. Сколько передач по ТВ посвящено когда-то очень известным, а сегодня всеми покинутым или уже умершим в полном одиночестве, актерам. И в этом сложно кого-либо обвинить. Мы живем не в самом здоровом обществе. И отчужденный человек и игнорирующее его изоляцию общество – это всё элементы единого целого, и ни один из этих элементов похоже не может отвечать за болезни другого. Тем более, что мы сами понимаем – они оба больны.
И тогда целью психотерапии является создание человека, который способен жить в заинтересованном контакте со своим обществом, не отчуждаясь от него, но и не будучи им поглощенным. Речь о цельном и хорошо интегрированном человеке, способном опираться на себя самого, отдающего значимое для общества – обществу, а личное – оставляя для себя одного. Только после этого станет возможным создание общества, способного реагировать на доминирующие нужды своих членов, в котором правящим будет принцип гомеостаза или саморегуляции. Пока же это – только мечта.
В реальности каждый человек изначально стремится к физическому, психологическому и социальному равновесию. Он пытается установить баланс между своими личными потребностями и требованиями общества. Именно в поиске такого равновесия зачастую возникают серьезные трудности. Нарушение границы между человеком и обществом в сторону общества является преступлением. Преступник всегда ставит себя выше жизни, а общество – ниже. Он пренебрегает потребностями других людей или же просто не желает их видеть.
Если же имеет место нарушение границы между человеком и обществом в сторону человека, то требования общества к человеку могут оказаться для него просто чрезмерными. Если человек ставит общество выше жизни, а себя – ниже, то мы имеем дело с невротиком, который уже не способен ясно осознавать свои потребности и из-за этого перестающим их удовлетворять.
Дисбаланс между человеком и обществом, на мой взгляд, возникает тогда, когда обычный человек и общество, с которым он себя идентифицирует, испытывают в одно и то же время совершенно различные потребности. Обществом может являться семья, рабочий коллектив, социальный круг, государство – любое сочетание людей, обладающее определенными функциональными отношениями между собой в какой-то момент времени. Человек, будучи частью общества, испытывает потребность в контакте с ним, но одновременно с этой потребностью он может испытывать и какую-то личную потребность, удовлетворение которой требует ухода или отделения от общества. Неспособность к выбору доминирующей потребности составляет самую большую трудность для человека.
В ситуации конфликта потребностей человек должен быть способен к принятию ясного и определенного решения. Приняв такое решение, он либо останется в контакте, либо уйдет. Он временно должен пожертвовать менее важной потребностью ради более важной, и так он и сделает. Ни для него, ни для окружающих это не связано со сколько-нибудь значительными последствиями. Но если он не способен к различению и не может принять решение, или если его не удовлетворяет то решение, которое он принимает, он не может ни полноценно находиться в контакте, ни полноценно уйти, и это отрицательно действует и на него, и на окружающих.
Давайте попробуем рассмотреть это на каком-то конкретном примере. Например, во время выступления школьного хора, один из хористов захочет в туалет. И его потребность внезапно окажется такой явной, хотя в это время идет выступление. Какие возможности будут у взбудораженного противоречиями хориста: 1) он может постараться тихонечко уйти, не привлекая к себе внимания; 2) он может полностью проигнорировать свою потребность, отодвинув ее фон, хотя бы на время; 3) он может колебаться в собственном выборе, пытаясь все-таки петь, но если личная потребность окажется сильнее, ему будет как-то не до песен – тогда возможно появление травматического конфликта между страхом (осуждения и отвержения хора) и нетерпением, связанным с необходимостью реализовать свою, в данном конкретном примере, физиологическую потребность; 4) он замкнется на примерно таком внутреннем разговоре: «Мне очень хочется в туалет. Мне хотелось бы сейчас прервать наши занятия, но мы хотим продолжать. Мы не любим, когда нас прерывают. И нехорошо прерывать других. Как бы я хотел так управлять собой, чтобы мне не хотелось в туалет! Я бы очень хотел, чтобы мой мочевой пузырь меня не беспокоил. Боже, какая неприятность!»
Если четвертый способ мышления и поведения, кажущийся таким безвредным, станет для человека постоянным, то здесь уже можно вести речь о неврозе. Невротиком мы считаем человека, на которого общество давит очень сильно, и этому давлению он оказывается вовсе неспособным противостоять. Равновесие системы «человек – среда» нарушается. У человека возникает иллюзия, что все против него. И в этом случае невроз – это тоже творческое приспособление человека к среде, его защитный маневр, помогающий каким-то странным способом уклоняться от угрозы переполнения миром, берущим над ним верх.
Конечно же, не каждое нарушение на контактной границе «человек – среда», создает невроз или свидетельствует о наличии невротического стереотипа.
Но вот если в детстве, родители сильно наказывали своего ребенка (били его, ставили на соль в угол комнаты, закрывали его изолированным в каком-то ограниченном помещении, например, сарае или подвале), то ребенок в этом случае мог испытывать практически невыносимое напряжение. Он оказывался буквально «никем и ничем» для своих родителей – просто каким-то объектом манипулирования, лишенным своих прав и каких-либо возможностей осуществления собственных выборов. Он как бы просто переставал существовать, в ситуации появлялись только они (родители) и то, что они могли с ним сделать. Защищаясь от такой ситуации, ребенок может создавать свои устойчивые паттерны поведения, никак не поддающиеся изменению даже после того, как опасность для него миновала. Такие ситуации относят к травматическим неврозам. Если имела место длительная травматизация человека, то для адаптации к нормальной жизни, ему будет очень важна помощь психотерапевта. Зачастую нарушение контактной границы, лежащее в основе невроза, менее драматично, чем скажем при очень ранних нарушениях такой границы, приводящих к психозу. Здесь речь скорее может идти о жалобах человека на изводящие, хронические, буквально повседневные вмешательства в процессы своего развития, познания и приятия, о неспособности опираться в своей жизни на себя, чтобы достигнуть зрелости, – нормальном функционировании Self. Какова бы не была форма этих вмешательств – они приводят невротика к возникновению продолжительного замешательства, трудности в различении между собой и другими.
Насколько Вам удается в своей жизни нормально взаимодействовать с окружающей средой? Что вызывает максимальное наряжение? Как Вы с этим справляетесь? Возможно стоит обратиться за помощью к специалистам, если Вы чувствуете свою изоляцию и отчуждение?
С уважением, Лилия Семёнова.
03.09.2013 года.
Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.