Основы гештальттерапии для «чайников»

34.1Сегодня в Европе гештальттерапия переживает значительный подъем. У нас, в России, уже тоже, можно со всей уверенностью сказать, что есть вполне себе сформированное гештальт-сообщество. И, нелишним будет сказать, что его профессионалы-соседи проявляют к нему достаточно активный интерес, а рискующие на себе проверить дошедшие до них слухи об эффективности гештальттерапии, зачастую на самом деле оказываются удивлены убедительностью, творческой энергией, свободой мысли и реальной эффективностью клинического воздействия этого направления, далеко не такого поверхностного, как кому-то, чрезмерно консервативному и пафосному, хотелось бы заставить их думать.

Отправной точкой гештальтпсихотерапевтической школы, пожалуй, стоит принять концепцию о природе человека. Перлз и Гудмен, авторы теории гештальттерапии, исходили из понятия «природы человека-животного». И здесь речь вовсе не шла о том, чтобы свести человека до состояния животного, а о том, чтобы четко признать наши первичные условия существования. В этой связи важно отметить, что природе человека свойственно столько же физиологических и животных факторов, сколько и социальных, и культурных. Именно поэтому, в теории гештальттерапии природа представлена как мощная саморегулирующаяся сила, и своеобразная экологическая мудрость человека состоит в сотрудничестве с природой, а не в попытках безраздельно властвовать над ней. Здесь речь о том, что глупо игнорировать «приливы» и «отливы» естественных импульсов, потому что это – прямой путь к невротическому нарушению осознавания себя и своего места в мире.

Давайте вместе с вами проследим, как в природе устроена жизнь практически любого животного существа. Сам факт его существования соотносится прежде всего с ореолом или средой его обитания – своеобразным полем «организм-среда». Так вот сущностью этого поля является его целостность – своеобразный организмически-средовой гомеостаз (равновесие или баланс). Так и в жизни человека: есть он сам, и есть среда, в которой он проживает. И это – не просто какой-то случайный мир, это – его мир. Его нахождение на этом пространстве обусловлено наличием различных возможностей для полного удовлетворения своих потребностей из среды. В чём здесь сходство между животным и человеком? В саморегуляции процессов обитания. Для того, чтобы жить в своем мире животное должно дышать, двигаться, кормиться, прятаться, размножаться и т.д. Все эти функции, обеспечивающие ему выживание, обязательно включают в себя контакт с окружающей средой, в которой для него практически всё есть (потому что эта среда – исторически всем опытом предыдущих поколений сложилась его средой обитания).  В этом и заключается суть процесса саморегуляции. И в обычной живой природе ничто не нарушает этот процесс, но в человеческом обществе наличествуют ещё и социально-культурные факторы, которые способны нарушить нормальное естественное контактирование в поле «человек-среда». Так вот, сферой гештальтпсихологии является изучение совокупности явлений, происходящих на границе контакта «человек-среда». И эта интересующая гештальтпсихологов совокупность включает в себя разнообразные способы, которыми физиологические механизмы действуют по отношению к тому, что нефизиологично (окружающему миру), то есть становятся уже психологическими в процессе контакта и посредством его.

Физические функции, осуществляемые внутри живого организма, не могут существовать и продолжаться длительное время без ассимиляции чего-либо из окружающей среды. И здесь особую важность приобретают два момента: стремление к чему-то и взятие (захват) этого себе. Так, функции сохранения становятся контактом, осуществляя переход из физиологической области в психологическую.

Невозможность «питаться самим собой» толкает человека к контакту – встрече с окружающим его миром для того, чтобы черпать из него необходимое для себя. И в данном контексте — контакт – это опыт функционирования границы между организмом и окружающей средой, включающий в себя: осознание своего собственного поля, действий, направленных в него, осознание усваиваемого из среды нового и выражение своего отношения к нему, а также отторжение лишнего, того что оказывается неприемлемым, нежелательным или невозможным к усвоению.

34.2Любой контакт – это творческое приспособление организма и окружающей его среды. Именно через контакт организм сохраняет свое отличие и, ассимилируя окружающую среду, поддерживает его.

Само приспособление представляет собой процесс взаимодействия потребностей организма с возможностями окружающей среды. В чём же это приспособление может быть творческим? Творческим здесь будет создание чего-то нового: это может быть открытие нового решения, наилучшего и оптимального из всех возможных решений, создание новой конфигурации, новой взаимосвязанной целостности, исходя из наличных в поле элементов. Важно отметить, что в данном контексте, если приспособление способно обеспечить измерение реальности и адаптации, то творчество способно открыть измерение фантазии и расширение горизонтов возможного.

Последним понятием в понимании концепции гештальттерапии о природе человека является идея доминантности гештальта. Слово «гештальт» взято из гештальтпсихологии начала века, оно означает «форма», «структура», «конфигурация» — фигура, образующаяся на фоне. Для того, чтобы развернуть контакт, фигура должна отделиться от фона.

34.3Давайте рассмотрим пример – человек, одиноко читающий книгу. Сейчас книга – центр его интереса, а все остальное (комната и даже тело) стало фоном. Будет не совсем правильным сказать, что он осознает или обращает внимание на этот специфический процесс чтения: он только занят им и находится в контакте с интересующими его здесь и сейчас идеями, мыслями и чувствами. Предположим, что посреди чтения, у него постепенно формируется жажда или наоборот, потребность сходить в туалет, что произойдет дальше? Книга станет уходить в фон и его новая растущая потребность попить или выделить станет доминирующей над полем фигурой. Она будет постепенно расти и появится в зоне осознавания человека – это будет что-то сродни «я хочу пить!» Его новая потребность организует качество его собственных переживаний и его моторное поведение. Человек может внутренне представлять себе кран или стакан воды или, скажем, бутылку минералки в холодильнике. Он встает, идет, утоляет жажду и, лишь напившись, возвращается назад к чтению. Так на ваших глазах фигура жажды была разрушена и идея книги – ещё раз стала фигурой. На этой простой модели мы можем понять процесс формирования и разрушения гештальтов. Феноменальный мир организован потребностями индивида. Потребности снабжают энергией поведение человека, организовывая его на различных уровнях: перцептивном и моторном. Когда этот процесс протекает нормально, когда он хорошо интегрирован, устойчив, силен и хорошо сформирован – то ведущие состояния осознаются индивидом и хорошо могут быть наблюдаемы со стороны стороннего наблюдателя, например, терапевта. Фигура и фон становятся резко дифференцированы друг от друга. Не беспорядочное, неорганизованное поле, а всего лишь один гештальт владеет вниманием индивида. Его мыслительная активность становится выборочной, обусловленной индивидуальной заинтересованностью человека в этом специфическом гештальте. Моторное поведение также становится хорошо организованным, целостным, последовательным и направленным на удовлетворение этой специфической потребности. Процесс формирования и разрушения гештальтов является основой автономного регулирования. У хорошо интегрированного индивида этот процесс происходит непрерывно – одни потребности удовлетворяются и заменяются другими. И этот процесс никогда не прерывается. Но гештальттерапевту часто приходится иметь дело с прерванным процессом удовлетворения человеком какой-то своей значимой потребности. Индивидуальный выбранный способ удовлетворения, будучи неудачным в контексте значимого опыта клиента закономерно проявится на терапевтическом сеансе.

С уважением, Лилия Семенова.

11.06.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow