Сказку в жизнь или жизнь в сказку…

Здравствуйте. Сегодня я хочу поговорить о сказке. Создается ощущение, что о сказке и сказать-то особо нечего. Ну, сказка и сказка. А если задуматься, присмотреться, вслушаться в себя и свои ощущения, возникающие при произнесении этих звуков
С К А З К А…

Происходит нечто волшебное, по телу разливается приятная теплота, а рот растягивается в улыбке. Это у меня, а у каждого может быть по-своему. У подавляющего большинства людей сказка вызывает теплые радостные эмоции. В чём же секрет этого явления? Потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому началу каждого человека, к его творческой основе. Сказка обращена к внутреннему ребёнку, который есть в каждом человеке.

Нет детей, которые не любят сказку. Нет взрослых, которые не любят сказку. Уточню, нет живых которые не любят сказку. Если кто-то попытается это опровергнуть – он скорее «мёртв», чем жив. Получается, что тот, кто не любит сказку настолько глубоко «похоронил» своего внутреннего ребёнка, что уже его не слышит. Это, всё-таки, ближе к смерти, а не к жизни. И это уже клинический случай.

Вспомни, как ребёнком просил / просила маму / бабушку / папу / и др. рассказать / почитать сказку. А чаще одну и ту же, любимую, много раз подряд. И она не надоедала, а радовала снова и снова, много раз подряд. Кем ты себя представлял / представляла? Какой герой вызывал желание быть на него похожим, а то и им самим? При желании каждый это может вспомнить (клинические случаи здесь не рассматриваем).

Так в чём же достоинства сказки, которая входит в нашу человеческую жизнь? Причём входит в детстве и остаётся в жизни навсегда. Какая она сказка?

сказка 2Сказка эмоциональна. Она даёт возможность накапливать положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет. Это мощное средство развития Эмоционального Интеллекта. Средство гармонизации психической и социальной жизни человека.

Сказка экологична. Она позволяет быть эмоционально защищенным в своей драматической реальности, и при этом не сопротивляться её положительному воздействию.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

сказка 3Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

  1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

  1. автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  2. активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
  3. социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;
  • мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  • когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  • поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Приглашаю Вас в сказку… Читайте, рассказывайте, сочиняйте, приходите к нам на курс «В стране Фантазия».

С уважением, Олег Диденко.

15.07.2014 года.

Все права защищены © 2014 Диденко О.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.