МЕТА-ПОТРЕБНОСТИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

6.1Когда-то я совершенно не могла понять одну фразу «В одну реку нельзя войти дважды». Впервые услышав это, я подумала: «Бред какой-то!» Куда уж проще: зашел в реку – раз, зашел в реку – два, да сколько раз влезет – столько и зашел! Но сейчас я уже понимаю, что все реки текут. Река, в которую можно зайти, в каждый конкретный момент – это совокупность многих аспектов ее бытия. Например, качества воды (мутной или прозрачной), характеристики дна (каменистого или илистого), потока (медленного или быстрого), объема (полноводная или обмелевшая) и, наконец, самого человека, который способен в чем-то измениться в любой момент своего бытия, к примеру, по своему настроению. Все в этой жизни по своему течет и изменяется. Любая жизнь – это процесс, и человеческая жизнь – не исключение. Она начинается, развивается и заканчивается. Я не буду в этой статье говорить о процессах рождения и смерти. Я бы хотела рассказать вам о процессе развития человека, о его мета-потребностях, удовлетворение которых является жизненнонеобходимым, и задачах развития, являющихся жизненноважными.

Итак, человеческая жизнь всегда сопряжена с процессом развития. Этот процесс содержит в себе три задачи развития:

1)      быть с кем-то;

2)      быть одному;

3)      быть собой.

Представляете себе, насколько это разные задачи. Сила желания и необходимость, то есть мотивация развития и дальнейших изменений связана с успешным или неблагоприятным проживанием человеком в ходе его личной истории трех основных мета-потребностей. Давайте рассмотрим по порядку, каковы они:

  1. в безопасности, например, еда и питье (особенно, у малышей), жилище, секс для продолжения жизни,   финансы (для любого взрослого человека);
  2. в привязанности (связанности или принадлежности);
  3. в достижении (манипулировании, свободы обращения).

Почему эти потребности называют мета-потребностями? Такое название обусловлено тем, что поскольку они не имеют фиксированного объекта удовлетворения, а значит, могут быть удовлетворены разными способами.

6.2Если по каким-либо причинам мета-потребности будут систематически неудовлетворены (фрустрированы), то это в кризисных ситуациях человека может привести к  возникновению психической и даже физической боли. Представьте, что Вам нечего есть. Сейчас, через 2 часа, через пол дня, через день, через неделю, чуть дольше… Вы начнете испытывать голод, который будет нарастать по своей амплитуде с течением времени. И Ваша неудовлетворенность примет форму от простого раздражения до ярости, достигнув своего пика. Переживание такой силы может стать очень травматичным для любого человека. Если не насытиться – можно умереть голодной смертью. Но для того, чтобы насытиться, нужно что-то съедобное добыть из внешней среды.

Все человеческие мета-потребности формируются в период от 0 до 6 лет. Именно поэтому такой важной (даже можно с уверенностью сказать, судьбоносной) является для человека история его детства. Давайте попробуем разобраться почему.

После появления на свет младенец нуждается во многом, но никакие свои потребности он не может обеспечить себе самостоятельно. И закономерно, что мета-потребность в безопасности формируется именно в первые месяцы жизни человека. Чтобы выжить не внутри мамы, а снаружи он должен питаться, купаться, ему нужно постороннее тепло и уход, ему нужно эмоциональное спокойствие. Он ничего не может сам – во всем нужна поддержка мамы, от которой он зависит всецело. От того, как сложится развитие ребенка в этот период зависит его доверие или недоверие к миру. Здесь речь идет о базовом доверии. Как в условиях школьной задачи есть начальные условия. Когда мы начинаем ее решать, то пишем коротко: дано. А дано может быть нечто конкретное, например, у Маши было – 2 яблока, у Коли – 3, а у Феди – яблок не было, следовательно, 0. Так и с базовым доверием. У кого-то оно будет большим, у кого-то нормальным, а у кого-то – его может и вовсе не быть.

6.3Для любого человека очень важным и значимым является следующий момент — достаточно ли безопасным окажется для него мир? Если в период от рождения до 2 лет не удовлетворять его потребность в безопасности, то эмоционально ребенок будет переживать страх, иногда – вплоть до ужаса. Почему? Потому что в это время любые изменения, особенно негативные, способны внести хаос и непредсказуемость в жизнь малыша и всилу его чрезмерной зависимости от значимых взрослых (особенно от матери) в этот период могут оказаться даже витально (то есть смертельно) опасными.  Неблагоприятные изменения на этой стадии развития способны вызвать у ребенка психическую и физическую боль, вызванную интенсивной тревогой, ужасом, растерянностью, беспомощностью и безнадежностью.

Мета-потребность в привязанности формируется вслед за обеспечением безопасности и связана с появлением в поле образа Мамы, с которой можно находиться в контакте, совместно выживать, удовлетворять различные потребности, то есть осуществлять в своей жизни изменения и чувствовать боль (боль привязанности и любви) или, наоборот, выходить из контакта и чувствовать свою отдельность (проявляющуюся в одиночестве) и, соответственно, дополнительно переживать экзистенциальную боль. Непереносимый опыт экзистенциальной боли, обусловленный прерыванием ранней позитивной привязанности, например, в силу отвержения близкими людьми в детстве или травмой потери матери, имеет двоякие последствия для дальнейшего развития человека и два возможных стиля истории его жизни. Если основы безопасности будут как-то чрезмерно подорванными, то в силу невыносимости травмы человек всегда будет бояться окружающего мира и его дальнейшее поведение всегда будет защитным – это шизоидный уровень реагирования. Другая возможность состоит в том, что он заменяет чреватую опасностью привязанность, которая в качестве потребности может быть удовлетворена – зависимостью от другого человека (созависимость) или ее алиментарными сурогатами  (нарушениями пищевого поведения, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией) и деятельностными сурогатами (азартными играми, сексуальной аддикцией, работоголизмом, культовой зависимостью). Но такими способами мета-потребность в привязанности насытить невозможно. Поддержание длительных отношений привязанности всегда вызывает боль. Она связана с необходимостью принятия ценности другого человека и своей собственной реальной значимости. Что имеется в виду? С кем бы Вы не строили отношения, Вы всегда неизбежно столкнетесь с ситуацией, когда значимый для Вас другой человек выберет в какой-то момент увы не Вас. Что Вы почувствуете в этот момент? Злость, а может быть обиду на него, а может быть стыд, что Вы оказались для него столь незначительным и он Вас покинул, даже временно?.. Какова бы ни была Ваша реакция на прерывание контакта с Вами и Вашими потребностями, обращенными к выбранному Вами человеку, вряд ли она может оказаться приятной. Некоторым людям такие переживания оказываются непереносимыми. И тогда, избегая внутреннего хаоса, такие люди могут пытаться обращаться к внешним заменителям значимой для них привязанности, в свою очередь вызывающим боль ненасыщения. Такая боль может быть связана с широким спектром непереносимых ими чувств, таких как страх, злость, обида, зависть, ревность, жалость и стыд. Никому не известно, сколько может потребоваться сил на поддержание стабильности иллюзии того, что все хорошо. Пока боль во всех ее проявлениях станет здесь нестерпимой.

Развитие мета-потребности в манипулировании (достижении, свободе обращения) генетически связано с освоением детьми игровой деятельности, которая в истории жизни уже взрослого человека предполагает приобретение свободы обращения с объектами окружающей среды.  И здесь, в этом контексте, изменения, которые происходят в контакте, направленном на достижение, касаются установления, поддержания и прекращения отношений с другими, что в свою очередь снова порождает боль, связанную со взаимодействием (конкуренцией) со значимыми людьми (боль унижения – признания). Обычно история жизни травмированной нарциссической личности сопряжена с опытом ранней привязанности, хотя и прервавшейся, именно поэтому у нее так и сохраняется надежда на возможность нового аналогичного опыта и боль, связанная с неспособностью его осуществить в настоящем. И эта боль уже, в свою очередь, может быть окрашена чувствами страха, стыда, вины, огорчения, разочарования, зависти.

Многогранная боль, проявленная во всех ее видах, может оказаться совершенно  непереносимой для человека, вплоть до суицидальных последствий. Конечно, у человека всегда есть выбор, но только пережившему какой-то чрезмерно трагический для него опыт развития,  может казаться, что его нет. То, что для кого-то очевидно, он может не видеть буквально в упор. Его способность творчески приспосабливаться к окружающей среде блокируется. Как зверек, загнанный в угол клетки, он замыкается в своем тупике или западне с бесконечным бессмысленным бегством по замкнутому кругу. Если Вам знакомо это переживание – важно остановиться в своем бегстве. Как правило, в это время самое лучшее решение – это обратиться за профессиональной помощью к психотерапевту. Его внимание, поддержка и профессиональная помощь способны помочь запутавшемуся человеку разобраться со своим кризисом. Взрослый человек – это не ребенок, обреченный на смерть без поддержки значимых других. У взрослого человека, в отличие от маленького ребенка,  всегда намного больше возможностей и способов справиться или найти для себя помощь и поддержку, проявив для этого свою инициативу.

С уважением, Лилия Семёнова.

30.11.2012 года.

Все права защищены © 2012-2018 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.