Итак, что ещё важно рассказать и о чём дать общее представление прежде, чем начать рассматривать конкретные виды сопротивлений или психологических защит.
Мне бы хотелось отметить, что важным понятием в работе гештальт-терапевта является граница контакта. Она существует только в момент встречи двоих людей, сохранивших свою индивидуальность, но исчезает по окончании контакта. Каковы особенности и проявления границы контакта? Она связывает и разделяет встретившихся одновременно. Она принадлежит самой встрече, а не кому-то из двоих встретившихся в поле контакта. Встречу всегда сопровождает переживание возбуждения. А возбуждение, в свою очередь, подразумевает возникновение каких-то чувств и отношений, мобилизацию или действие, а, возможно, просто любопытство или же удовольствие. Добавлю, что удовольствие не является целью в контакте, это просто чувство, которое довольно часто сопровождает обычную человеческую активность.
В процессе психотерапии мы изучаем то, что происходит на границе контакта, изучаем способы, с помощью которых функционируют контактирующие, прежде всего, клиент, но немаловажны и способы, которые в контакте выбирает использовать и сам терапевт. Что конкретно можно будет увидеть на границе контакта? Конкретно можно будет увидеть различные психологические события или явления, включающие в себя как мысли, так и поступки, как поведение, так и эмоции – всё, что является формой нашего опыта. И всё это будет внимательно изучено терапевтом.
Любое контактирование – это особенный процесс, практически основа психологической саморегуляции. С одной стороны, он включает в себя то, насколько мы способны понять свою жизнь и организовать поле, окружающее нас, для удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, окружающая среда тоже каким-то образом приспосабливает нас к себе. И этот двойственный процесс есть творческое креативное приспособление, потому что его результатом всегда является рост и развитие, а процесс приспособления здесь всегда необходим, и он обоюден.
Далеко не каждый человек в своих контактах со средой полноценно использует все, имеющиеся у него на данный момент времени, возможности. При контактировании любой человек выбирает наилучший из осознаваемых способов, на которые он только способен здесь и сейчас. Поэтому сопротивление, которое мы будем рассматривать в этом цикле статей, также является саморегуляцией и творческим приспособлением клиента, говорящему необычным способом психотерапевту о том, что сейчас он не готов расти и меняться. В этом контексте психологическая защита – не что иное, как разрыв, прерывание контакта, которое бессознательно воспроизводится как возведение непреодолимой преграды на пути удовлетворения потребности клиента.
У нормально функционирующего человека контактная граница гибкая и допускает игру с использованием как контакта, так и отступления. Потому что контакт – это не просто состояние, а активность человека с определенным им самим ритмом соприкосновения и ухода.
В гештальт-терапии происходит совмещение двух плоскостей контакта: контакта со своими переживаниями (при усилении которых часто незаменимой является опора именно на телесные ощущения) и контакта с внешним миром, представленным другими людьми, их поступками, реакциями, интервенциями, выборами. Контакт, который имеется в виду, может быть физическим, а может быть и социальным.
Механизмы прерывания контакта – это форма контакта человека не с внешним миром, а с предыдущим несинтегрированным им опытом. И обращаясь к термину «психологических защит», важно осознавать их тождественность «механизмам прерывания», «потере Эго функции» и «сопротивлению».
Ранний психоанализ рассматривал сопротивление как патологию. Но в гештальт-подходе сегодня сопротивление рассматривается скорее как положительный признак, указывающий на движение жизни и борьбы. Сопротивлением называют те силы в психике клиента, которые противодействуют его изменениям в процессе терапии, то есть непосредственно относятся к процессу контакта между терапевтом и клиентом. И в гештальт-подходе сопротивление – это вовсе не противоположность контакту, а только часть контактной функции, которая выражается в избегании некоторых аспектов контакта и их опознавания. Образно сопротивление или психологические защиты можно представить крепостью, которая сопротивляется агрессору и помогает защитникам. И такой образ помогает правильно расставить акценты в процессе самой терапии. В психотерапии всегда очень важно понять, чему клиент сопротивляется, а чему содействует, и как именно он это делает. А ещё важным будет понимание, регулируется ли такой выбор организмически или же в действие вступают ригидные паттерны несинтегрированного травматического опыта клиента. Насколько полезно или нет сопротивление клиента всегда, в свою очередь, покажет актуальная жизненная ситуация.
Механизмы психологической защиты увидеть иногда совсем непросто. Но умение увидеть – очень важно для диагностики и понимания вектора движения в психотерапии. Любая психологическая защита первоначально служит вполне здоровым способом приспособления к окружающей среде, и только становясь привычным, стереотипным способом, она превращается в дисфункциональную невротическую реакцию. Фокусом внимания психотерапевта являются особенности поведения, которые мешают человеку осознавать свою актуальную потребность или её реализовывать. Психологические защиты в своем негативном аспекте обрывают цикл контакта или же нарушают его, деформируя, лишая энергии, спонтанности, завершенности, то есть препятствуют творческому приспособлению человека к окружающей его среде. В итоге человек словно застревает в порочном круге его несинтегрированного травмирующего прошлого опыта, тратит свою энергию и силы на внутреннюю борьбу вместо активных действий в реальности, иногда психологические защиты препятствуют присвоить себе достижения, признать свои заслуги и свои успехи. У каждого из нас существует довольно много привычных нам способов, как не быть счастливыми.
Итак, наблюдение психологических защит в процессе психотерапии прямо выводит нас в центр неосознаваемого конфликта потребностей человека. Так вот сила сопротивления человека зачастую обслуживает ту группу потребностей человека, которую он, как раз, не осознает. Зачастую эти потребности относятся к сохранению себя, чего-то в себе, своей привычной картины мира или привычных отношений. Так как часть потребностей человеком не осознается – налицо неосознаваемый конфликт, в котором Эго функция не может сделать нормальный выбор между этими потребностями. Можно говорить об её утрате в таком конфликте.
Почему так эффективно сосредоточение на сопротивлении в процессе психотерапии?
- потому, что его легко можно заметить (при срыве нормального цикла контакта энергия очевидно падает);
- потому, что сопротивление повторяется (давая возможность как терапевту, так и клиенту наблюдать его многократно и осознавать);
- потому, что определенные виды сопротивления зачастую определяют и соответствующую им соматическую симптоматику (например, ретрофлексия агрессии или сексуальной потребности зачастую влечет за собой головную боль, а ретрофлексия слез – насморк и т.д.);
- сопротивление – это феномен, с которым сегодня психотерапевты умеют работать.
Цикл «Психологических защит» начнем рассматривать с пяти основных видов сопротивлений, среди которых: слияние (конфлюэнция 1 и 2), интроекция, проекция, ретрофлексия 1 и 2, дифлексия и эготизм.
С уважением, Лилия Семёнова.
15.04.2014 года.
Все права защищены © 2011-2015 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.