– Доктор, поцелуйте меня, пожалуйста.
– Нет, голубчик, я не могу. Есть такая вещь – профессиональная этика, которая запрещает нам целоваться со своими пациентами. Да и спать-то мне с вами не следовало…
Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. имело определенную мораль. Историей развития разграничения этих понятий занимается этика. В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания.
Задолго до того, как стать гештальт-терапевтом, я была клиентом. Что я знала об этических нормах в терапии в самом начале своего клиентского процесса? Увы, ничего. Ну, если так подумать, что мне было важно в этом смысле?
1) чтобы мои встречи с терапевтом носили безопасный и конфиденциальный характер;
2) чтобы он проявлял интерес к тому, что привело меня в терапию и вызывал мое доверие;
3) чтобы терапевт был способен к эмпатии и искренности;
4) чтобы он был компетентным специалистом;
5) чтобы мне была понятна, объяснена стоимость, время и частота встреч, примерная длительность работы в терапии, а также, при моём на неё согласии, соблюдение этих оговоренных границ.
Сейчас, по прошествии времени, на основе своего непростого клиентского опыта я бы добавила ещё:
6) запрет на любые двойные и финансовые отношения между терапевтом и клиентом;
7) запрет на эмоциональную, финансовую или сексуальную эксплуатацию клиента терапевтом;
8) запрет на принуждение клиента разглашать любую, касающуюся его информацию, объясняя насилие потребностями «терапевтического процесса»;
9) запрет на ложную негативную информацию о профессионализме коллег;
10) в случае обострения отношений между терапевтом и клиентом — обращение за конфиденциальной профессиональной помощью более опытных коллег, то есть супервизоров или в этические профессиональные комитеты.
У многих наших клиентов очень непростой, зачастую очень травматичный детский и жизненный опыт. Иногда в терапии они его воссоздают, снова переживая болезненные чувства и даже ретравматизируются. Но в отличие от тех людей в их истории, которые когда-то причиняли им психические страдания, терапевт должен обладать очень важным навыком — способностью говорить о своем сочувствии, сожалении, соболезновании, приносить свои извинения, когда это очень важно и уместно. По прошествии многих лет в терапии я понимаю, насколько важно слышать такие слова от своего психолога.
Мы, психологи — не Боги. Мы просто люди. Иногда мы можем ошибаться, иногда невольно можем причинять боль своим клиентам, иногда в силу своих личных ограничений можем чего-то не заметить, оказаться бессильными. Но важно найти слова, которые помогут затянуться их ранам. Слова, в основе которых будет признание ценности и уникальности опыта каждого человека. Потому что наше профессиональное устремление — помочь сформироваться здоровой автономии и саморегуляции наших клиентов в контексте их межличностных отношений. Мы вместе трудимся для того, чтобы они восстановили свою способность любить, трудиться, создавать свои цели и смыслы в жизни и идти к ним.
С уважением, Лилия Семёнова.
12.02.2018 года.
Все права защищены © 2012-2018 Семёнова Л. Ф.
Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.