БАЗОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕШТАЛЬТПОДХОДА (ЧАСТЬ 11) — УДИВЛЕНИЕ

43.1Сегодня после долгого перерыва я хочу познакомить вас с базовой эмоцией, которая называется «удивление». Мое умение удивляться я помню с самого детства. Я думаю, что меня удивляться научила мама. Например, я хорошо помню, как мама везла меня в городском троллейбусе в садик примерно минут сорок, иногда на это уходил час, и разговаривала со мной, чтобы мне не было скучно или чтобы я не капризничала. Делала она это весьма увлекательно. Так, например, по дороге она с удивлением и интересом обращала мое внимание на какие-то дома, предметы, события, необычные детали архитектуры в виде скульптур или каких-то элементов. И мы с ней без устали могли считать дома, дверки, фигурки, окошки или что-нибудь ещё. А иногда она с удивлением указывала мне на то, какие на небе облака или тучи, солнышко или дождик, голые деревья или полностью укрытые зеленой листвой, или могла обратить моё внимание на только начинающиеся распускаться маленькие листочки или цветочки и на все, что можно было увидеть удивительного по дороге в мой детский сад. Сегодня я могу с благодарностью вспоминать об этих моментах.

Моя мама часто была инициатором всяких семейных поездок или походов, которые с не меньшим энтузиазмом поддерживал и мой отец. И благодаря им я научилась многое замечать и многому удивляться. До сих пор я обожаю путешествия, сама часто их организую, беря с собой кого-нибудь из родных или друзей. Я выбрала для себя жизнь в таком красивом крае, где удивлению и восхищению нет конца.

Что же это за базовая эмоция «удивление»? Попробуем разобраться повнимательней.

43.2Итак, удивление – это базовая эмоция, которая поддерживает ориентацию в пространстве, времени и ситуации, останавливает или суживает процесс нашего взаимодействия с чем-либо, фиксирует дистанцию, усиливает границы. Удивление фокусирует наше внимание на изменениях в поле и эта фокусировка позволяет собрать энергию для ориентировки в нём.

Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в некоторый наш интерес. Удивление порождается резким увеличением нервной стимуляции, внешней причиной которого является внезапное и неожиданное событие. Эта эмоция, как правило, длится недолго и сопровождается ощущением отсутствия мыслей, а также чувством неопределенности.

43.3Удивление поддерживает нашу спонтанную саморегуляцию, и еще важно отметить, что наша способность замечать новое в обычном и очевидном поддерживает нашу готовность испытывать удивление. Об удивлении как побудителе познания писал еще Аристотель. Он считал его помощником при переходе от познания простых вещей ко все более сложным. При этом он отмечал, что эмоция удивления развивается в ходе познания. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления. Он, например, писал, что поскольку мы удивляемся до того, как мы определяем ценность предмета, то удивление есть первая из всех страстей. Не стану спорить в этом месте. Скорее, соглашусь.

43.4Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он никак не затрагивает нас эмоционально, и мы рассматриваем его без всякой страсти. Удивление выполняет в познании полезную роль, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы или события, кажущиеся ей редкими и необычными. Кант определял удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным. Ушинский полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые у нас уже имеются. И здесь дело не в самом явлении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, которые обусловливают наши ожидания. Ушинский приводит для доказательства своей позиции мнение Броуна, который утверждал, что удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому удивление невозможно при полном невежестве. В жизни действительно можно встретить нелюбознательных людей или равнодушных к приобретению знаний; но на самом деле людей, не способных удивляться, нет.

43.5Если при воспитании и обучении детей на все вопросы давать им готовые ответы, то так можно просто убить способность удивляться, смотреть на природу зрелым умом и младенческим чувством. Свежее детское (непосредственное) и в то же время мудрое удивление присуще как глубоким мыслителям, так и великим поэтам, останавливающимся часто перед такими явлениями, на которые все давно перестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. Ведь даже делая великие открытия в науке, великие ученые сначала удивлялись тому, на что другие до них просто не обращали внимания.

43.6Переживание, сопровождающее эмоцию удивления, скорее носит позитивный характер. В ситуации удивления люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как и при сильном интересе. Однако удивление может переживаться и как негативная эмоция. Потому в обыденной речи можно услышать: «Ты меня неприятно удивил!»

По возрастанию спектра удивление может измениться в следующем порядке: недоумение, удивление, изумление, шок.

43.7Недоумение может возникнуть при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда некоторое явление с ним не согласуется. И тогда мы немножечко как-будто бы “зависаем”. Здесь обычно противоречие нами еще слабо и смутно осознанно, а прошлый опыт еще недостаточно проанализирован. Интенсивность этого переживания можно считать незначительной.

Удивление связано со столкновением с «анормальным» явлением. И здесь уже имеет место заострение противоречия, состоящее в осознании несовместимости наблюдаемого явления с достаточно хорошо проанализированным прошлым опытом. И тогда наше удивление уже будет другого рода. Здесь речь пойдет об изумлении. И это изумление возникает тогда, когда человек был абсолютно уверен в правильности предыдущих результатов мыслительного процесса и прогнозировал или точно мог спрогнозировать результаты, которые оказались противоположными возникшим. Изумление часто протекает как аффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями. Мы широко открываем глаза и при этом наш лоб покрывается складочками.

Что способно заблокировать нашу способность испытывать удивление?

43.8Удивление блокирует контроль. А еще, довольно часто, удивление может затмить испуг, например, при высоком уровне тревоги. Ведь причина удивления кроется в изменчивости поля. Еще удивление может блокироваться усталостью, так как человек просто может не иметь сил для адаптации к новому в среде и тогда он перестает удивляться, как бы экономя свои силы.

Но бывает и токсическое удивление. Это — шок. И оно, будучи пережитым кем-либо, часто становится уже поводом обращения за помощью к специалисту, потому что последствия шоковых переживаний могут оказаться весьма чреватыми для жизни и здоровья людей, их перенесших. Это, как правило, события, представляющие угрозу для жизни и здоровья человека. Это столкновение с серьезной опасностью, в котором может случиться некоторое замыкание нашей биологической способности спасать себя с помощью реакций бегства, борьбы или замирания. Если такие реакции были остановлены, то может идти речь о травматизации человека (психической или физической) и такому человеку нужна будет профессиональная помощь для разворачивания этих реакций. Но об этом я расскажу в разделе о работе с травмой. Берегите себя!

С уважением, Лилия Семенова.

13.08.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.