КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ – ПЕРЕВАЛ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ (ЧАСТЬ 4)

13.1Сегодня мне 44 года и такое понятие, как «кризис середины жизни» мне знакомо не по книгам или чужим рассказам. Этот период я переживаю каждой клеточкой себя. И я понимаю, как непросто мне переживать этот сложный жизненный момент. Глядя в зеркало, я вижу красивую женщину, смелую, сексуальную, но глаза живут какой-то своей жизнью – грустные, глубокие, иногда – напуганные, иногда – какие-то неуверенные детские, совершенно беззащитные. Иногда слышу со стороны, что в этом возрасте надо больше ухаживать за своей внешностью – косметологи, массажисты, пластические хирурги… Бежать, бежать, только бы не остановиться и не заметить страх потери этой своей внешней красоты, успеха, привлекательности. Иногда слышу, как кто-то словно пинает меня и говорит: «Надо создать материальный резерв», чтобы, не дай Бог, не столкнуться с собственной беспомощностью, слабостью, бессилием… Кто-то предлагает изменить жизнь, сменив супруга на нового… Затем, чтобы снова начать бежать… Но, если быть искренней, то могу сказать, что сейчас бежать никуда совсем не хочется… разве только по старой привычке, но и она уже не настолько властна надо мной сегодняшней. Хочется замедлиться и даже остановиться… Это почему-то страшно, но и очень важно…

13.2Уверена, что кризис середины жизни  — это именно экзистенциальный кризис, который не решается через внешние события, он может быть пройден только через серьезную мою внутреннюю работу. И это работа по пересмотру всех моих предыдущих этапов жизненного пути, моих достижений и неудач, подведение своеобразных итогов моей 44 летней жизни. Сегодня я думаю, что совсем не важно наличие в моей жизни каких-либо достижений, а скорее возможность увидеть, разглядеть какую-то значимость и ценность моего собственного жизненного опыта, полученного мной в самых разных жизненных обстоятельствах. В ходе этой внутренней работы неизбежно осознается, что прожита огромная, возможно даже большая, часть жизни. Потеря значимых людей в этот период действительно как-то тяжела, потому что сильно обостряет мою встречу с реальностью возможной смерти меня или близких, реальностью конечности жизни, осознания ее смысла и ценности. Приходит понимание, что ценность нашей жизни – в самой нашей жизни. И как-то именно осознавание конечности нашего бытия – по-моему, прекрасно… Но это очень грустные и очень внутренние переживания. Я думаю, что бы ни окружало меня сейчас – огромный дом или маленькая хижинка в горах – неважно, в этот период своим домом ощущается именно моя душа. Именно внутри нее я сейчас не чувствую себя бездомной.

13.3Похоже, что для того, что бы собраться с силами и, наконец, шагнуть дальше, важно понять, что прошлое уже не вернуть. Когда-то известная американская актриса Мэг Райан привела очень интересную метафору, которая способна выразить происходящее в этот кризисный период с любым человеком. Она сравнила его пребывание в этом периоде с пребыванием гусеницы в коконе. Попадая в кокон, гусеница становится буквально ничем – бесформенной жидкой массой, но покидает его прекрасной легкой бабочкой. Заметьте, что гусеница не превращается в бабочку, она просто перестает существовать. И лишь после этого начинает существовать бабочка.

13.4Проживая свой кризис середины жизни, пересматривая заново все свои прежние ценности и убеждения, я словно обретаю в этих метаниях и муках свою новую идентичность, соответствующую себе снаружи и внутри, и, наконец, чувствую силу и возможность собственного отказа от ненужных и тягостных для меня чужих интроективных взглядов, установок, предубеждений, суеверий… всякого разного дерьма, отравлявшего мою жизнь изнутри…

13.5Гейл Шихи писал, что «основная задача человека, достигшего середины жизни, — отказаться от всех выдуманных защитников и встать лицом к лицу с миром. Это нужно для обретения полной власти над собой» («Возрастные кризисы»). И, похоже, что сейчас я осознаю и принимаю, наконец, авторство своей жизни. Сейчас ко мне по-настоящему приходит понимание, что моя безопасность живет внутри меня, все внешние агрессивные моменты – мои собственные, идущие изнутри. И от этого становится как-то полегче… Я думаю, что обретая защищенность внутри, зрелый человек становится более великодушным, готовым отдавать себя другим, но уже при этом не жертвуя собой, как в юности, а находя в этом собственную реализацию.

13.6Многие люди, пережившие этот период, говорят об изменении ценностной шкалы, о смещении от материального к духовному, о новом понимании любви, о проявлении своих чувств. Большинство отмечает, что стали к людям добрее, терпимее. Многие обретают свое новое ощущение присутствия Бога в своей жизни. Становятся способными понимать себя и других, не растрачивать себя по пустякам, цепляясь за чьи-то недостатки или какие-то мелочи.

Именно переоценка ценностей дает мне возможность осознавания своей новой идентичности и как-то приводит к мыслям о необходимости каких-то значимых изменений для меня. И еще я понимаю, что сейчас особенно важно быть открытой для изменений, не пугаться их, находить в них новое позитивное начало. Я думаю, что это может открыть новые возможности и ресурсы для всего нового в моей жизни – интересов, контактов, перемен, целей, смыслов, радости, любви… Это ожидание помогает мне формировать доверие к будущему, находить и использовать различные ресурсные возможности, пробуждает и помогает проявить свой скрытый потенциал, о котором я раньше даже не подозревала. Я думаю, что многое может стать возможным теперь, когда закончился период, в котором вся моя энергия и время тратились на выполнение социальных и семейных ролей. Теперь у меня появляется время думать о себе, делать то, что мне хочется на самом деле. Конечно, не все в моей жизни может быть таким уж безоблачным, но теперь я открыла в себе способность во всем видеть хорошее, а это, мне кажется, обязательно принесет в мою жизнь хорошие плоды.

13.713.7Помимо принятия прошлого, осознания его значимости, много сил уходит у меня и на принятие настоящего. Иногда бывает очень трудно замечать все ценности и богатства своей  актуальной жизненной ситуации. Сейчас как никогда понимаю, что долгое время мои представления о том, как все должно быть, отравляли мне радость от того, что у меня было и есть. Слава Богу, за возможность увидеть свою жизнь иначе, почувствовать радость настоящего момента, счастье, которое иногда я ощущаю. Мне кажется, что сейчас я пытаюсь сформулировать для себя какую-то собственную жизненную философию, которая позволит мне сохранять в дальнейшем позитивный фон настроения. И мне кажется, что дело не только в способах получения удовольствия от жизни, но и в понимании чего-то своего ценного, важного, значимого, того, что я могу дать своей семье, обществу, пользы, которую я могла бы приносить для окружающих меня людей, близких и относительно далеких, что иногда трудно различить в наше время информационных технологий. Сейчас мне иногда доставляет удовольствие забота, помощь и даже любовь к молодым людям, которые даже не родные для меня, но почему-то любимы мной. Иногда для меня важно позаботиться о них, поделиться с ними своими идеями, отношением к жизни, каким-то непростым жизненным опытом, который может стать для них полезным.

13.8Я слушаю и читаю много разных историй о кризисе середины жизни. Что еще бы мне  хотелось отметить важного в его проживании? Помимо принятия своего прошлого опыта и актуальной жизненной ситуации для разрешения кризиса каждому человеку необходимо сформировать позитивный образ будущего и выделить ближайшие жизненные цели, которые обусловят его жизненную активность. В этом тоже может понадобиться помощь психологов или психотерапевтов. Ведь очень важно понять, о чем человек сожалеет в своей жизни (сделанном или же несделанном). Также ему важно простить себя и других, чтобы выбрать свой дальнейший путь.

13.9Очень показательной будет цитата 42-летней женщины, пережившей кризис середины жизни: «Жалею ли я о чем-то сделанном или несделанном в своей жизни? Пожалуй, нет. Я считаю, что жизнь человека представляет собой туннель, достаточно широкий, но все-таки ограниченный. И человек может только выбрать, по какой стороне ему идти: по стороне боли и разочарований или по стороне радости и благополучия.

Старость… Мне удивительно, почему люди ее боятся. Ведь выйдя на пенсию, можно заниматься любимым хобби, воспитывать внуков, само совершенствоваться  в конце концов. Мне представляется старость как кульминация человеческого развития. Человек прожил целую жизнь. У него огромный уникальный багаж знаний. Его мудрость помогает подрастающему поколению. Многие известные люди начинали творить уже в старости. Это ли не доказательство?»

13.10В заключение обсуждения проблемы экзистенциального кризиса середины жизни хочется еще раз отметить, что это переживание – необходимая ступень развития зрелости, которая способна обогатить человека. Это – свидетельство, с одной стороны, накопления своего жизненного опыта, а с другой – достижения достаточно высокого уровня рефлексии, необходимого для его осознания. Этот кризис — отнюдь не кара за совершенные ошибки, а скорее ступень для продолжения процесса развития – вступления в период зрелости, когда у человека появляется возможность постижения смысла своего существования на Земле. Не все люди ощущают этот кризис катастрофой. Иные люди могут даже и не знать о его существовании и даже успешно пройти его, задавая себе все те же, присущие критическому периоду вопросы и отвечая на них, проводя свою внутреннюю работу. Они могли бы лишь отметить некоторое свое субъективное неблагополучие, ощущение, что с ними что-то не так, или даже прожить свой кризис на уровне понимания, что с ними все в порядке и они знают, куда двигаться дальше.

13.11Юнг считал, что в этот период человек может концентрировать внимание на «самости», углубляться в свой внутренний мир, и таким образом продолжать свое развитие. Он полагал, что на данном этапе человек должен осуществить переход от экстенсивной к интенсивной позиции, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своей «самости». И тогда вторая половина жизни, по его мнению, станет кульминацией мудрости и творчества, а не невроза и отчаяния. Особенно  хочется  подчеркнуть слова Юнга о том, что душа человека второй половины жизни глубинно и  удивительно изменяется. Но, к сожалению, большинство умных и образованных людей живут, не подозревая о возможности этих изменений. А, следовательно, вступают во вторую половину жизни неподготовленными.

13.12Может быть, именно поэтому кризис середины жизни переживается намного острее, чем предыдущие. От него труднее «уходить», хотя это и возможно. Значительная часть людей не может завершить его, и всю вторую половину жизни проецирует внутреннее неблагополучие на окружение, сопротивляется возрасту, находится в субдепрессивном состоянии. Это существенно снижает качество жизни, а также отрицательно влияет на продуктивность профессиональной деятельности и состояние здоровья.

Couple having relationship difficulties«Да, в жизни бывает много сложностей. Если на все реагировать болезненно, никакого здоровья не хватит. Но все равно жизнь прекрасна. Чувствовать, двигаться, любить и быть любимым, заниматься интересным делом… Нужно подниматься в гору, стоять на месте невозможно. И надо что-то  оставить потомкам». (М, 39 лет)

Чтобы завершить цикл статей, посвященных кризису середины жизни, хотелось бы привести текст современной сказки, автор которой М.Чибисова:

13.14«Жил-был молодой и сильный Бог. Казалось, нет ничего, что ему не под силу: если уж он брался за дело, то горы сворачивал, сопровождая свою работу громом и молниями. Бегал он быстро, говорил громко, ему ничего не стоило не спать ночью или поднимать тяжелые камни. Наличие других богов совершенно не мешало ему периодически поднимать шум-гром (так он понимал перемены). Денег у него было много, а планов — ещё больше. Он собирался перестроить весь мир заново: если на пути его протекали реки, он просто поворачивал их вспять, если вставали горы — разрушал их, ничуть не беспокоясь, куда полетят обломки.

13.15Жил он так весело и счастливо, пока в один прекрасный день… Он как раз собирался идти перестраивать мир дальше, но проснулся со страшной головной болью. Когда он захотел, как обычно, сдвинуть гору, у него ничего не получилось. Тогда он взобрался на ее вершину и задумался. Перед ним лежал тот мир, который он старался изменить. А что в итоге? Кое-где были разрушены горы, изменилось течение рек, все же остальное оставалось по-прежнему.

13.16С тяжелым сердцем Бог возвращался домой. “Неужели я неудачник? Неужели я совсем ни на что не способен?” — думал он. С каждым днем он становился все мрачнее и мрачнее. Ему тяжело уже было быстро бегать, а однажды утром он нашел у себя несколько седых волос. А вокруг суетились молодые боги, полные честолюбивых планов.

13.17И тогда Бог решил уехать куда-нибудь далеко-далеко. “Жаль, что боги бессмертны, — думал он, — нечего мне делать в этой жизни”. Размышляя таким образом, он поднялся в воздух и полетел, куда глаза глядят. В пути он был поглощен мрачными мыслями и не сразу заметил, куда попал. Вокруг него не было ни единой звезды, только сплошной мрак. Не было слышно ни звука, и сколько бы Бог ни шарил вокруг себя руками, он ничего не находил. Он понял, что попал туда, где заканчивается мир и начинается хаос. Это было именно то место, где он мог спокойно предаваться печальным раздумьям. Казалось бы, все сложилось как надо, но очень скоро Богу захотелось увидеть хоть лучик света. Так как ни передвигать, ни разрушать ему стало нечего, нужно было действовать иначе. Он вспомнил о своих возможностях (все-таки он был Богом!) и сотворил звезду. Она ярко загорелась, мрак рассеялся. Бог зааплодировал сам себе и подумал: “Надо же, во мне столько сил. Я даже не подозревал, что я умею делать такие вещи”. И немедленно сотворил несколько планет, которые тут же завертелись по своим орбитам.

13.18Бог посмотрел вокруг и задумался. Теперь он должен был отвечать за то, что сотворил. Он как будто заново родился. Ему уже не хотелось совершать глобальные катастрофы, он действовал осторожно и мудро.

Через какое-то время его новый мир показался ему пустым, и тогда он на каждой планете сотворил жизнь. Теперь он уже не рушил горы, и не поворачивал реки, он заботился о своих творениях. Созданные им существа развивались, и сердце Бога наполнялось гордостью.

13.19“Да, — думал он, — как хорошо, что все получилось именно так. Вот в чем настоящее счастье — быть творцом и нести ответственность за то, что ты создал”. Иногда он вспоминал свою прежнюю жизнь, но ему не хотелось возвращаться туда. У него был мир, который нуждался в мудром, добром и справедливом отце и друге».

С уважением, Лилия Семёнова.

12.02.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.