Психологические защиты (часть 8). Эготизм (часть 1)

Ранее мы уже рассмотрели некоторые механизмы сопротивления и можем отнести слияние (или конфлюэнцию), проекцию и ретрофлексию к своеобразным дефектам границ человека, проявляющимся в момент процесса его контактирования с внешней средой с целью удовлетворения своей потребности, проявляющихся в нарушении функции Self (или творческого приспособления), а именно временном отсутствии её функции Ego (Эго), то есть способности человека управлять своим поведением, совершая свой истинный выбор. Но, как оказалось, удовлетворения своей потребности можно лишиться буквально в самый последний момент, практически на пике энергии контакта, благодаря гипертрофированной функции Эго, то есть чрезмерного осознанного контроля своего поведения.

Как это может произойти? Ну, например, Вы влюблены, уже выстроены достаточно близкие отношения с возлюбленным, долго мечтали об интимной близости, считали минуты, и вот он рядом и долгожданный момент финального контакта, когда границы между Вами двумя должны раствориться, уже кажется почти достижим, но … Откуда ни возьмись взялся этот внутренний голос: «Ну, не спеши, – шепчет он, – а вдруг всё пойдет не так и ты окажешься не на должной высоте; а вдруг пропустишь время и не сможешь остановиться в нужный момент; ну, давай потихоньку; а ты сейчас делаешь именно то, что хочешь; а как там она (или он)? Милая беседа, неправда ли? Что тут скажешь? Ведь всегда приятно поговорить с хорошим человеком! И это характерно именно для эготизма, потому что он связан с такими поведенческими и личностными чертами человека, как чрезмерная сосредоточенность на себе, эгоцентризм, нарциссизм, проявляющийся в недостаточной эмпатии, склонности переживать состояния грандиозности или ничтожества, а также в чувствительности к оценкам других людей. Даже если бы всё прошло, как говорится, «без сучка и задоринки», то удовольствие могло бы посетить лишь блестящего актера, хорошо сыгравшего свою роль, а не человека мечтавшего о близости и, наконец, пережившего её. Существует точка зрения, что эготизм – это маска, которую надевает на себя человек, чтобы преувеличить свои способности и (или) свое могущество. Иногда этот механизм включается от страха за свое «несовершенство», страха потерпеть поражение, отвержение. И этот страх чреват как самоуничижением вплоть до комплекса неполноценности. В некоторых случаях эготизм может быть обусловлен высокими жизненными успехами и достижениями, а также соответствующим им высоким социальным положением. Тогда страх оказаться в контакте «не на высоте» может прикрываться насмешливым или даже циничным поведением, демонстрацией комплекса превосходства. Например, Оноре де Бальзак в своем «Загородном балу» писал о такой женщине: «Под соблазнительной внешностью она скрывает беспечное сердце, непомерную гордость от сознания своего высокого происхождения и красоты, и присущую многим девушкам уверенность, что никто ещё не поднялся до тех высот, с которых можно оценить совершенство души». А ещё вдруг если контакт окажется таким незабываемым, то как потом пережить расставание или не дай Бог утрату …

Этот вид сопротивления проявляется в изоляции от внешней среды или одновременной изоляции от неё и от импульсов Ид. Этот механизм блокирует стадию финального контакта цикла актуализации и удовлетворения потребности, ну и, соответственно, ассимиляцию полученного опыта. Простыми словами эготизм – это неспособность человека потерять контроль и отдаться переживанию полного слияния с объектом потребности. При эготизме человек в контакте остается вне себя, становясь наблюдателем и комментатором своих отношений с другими людьми и внешними объектами. Как если бы Вы выбрали похвалить свой волшебный слух вместо того, чтобы, наконец-то, поднять трубку телефона, издающего душераздирающие трели и, наконец-то, узнать кто и что хочет от Вас в этот момент.

Каким образом психотерапевту удается заподозрить проявления эготизма в контакте с клиентом? Какие особенности его поведения являются признаками эготизма?

  • клиент боится всего нового, неожиданного, спонтанного из-за страха утратить свой чрезмерный контроль;
  • клиент боится прикосновений и уменьшения дистанции с другими людьми;
  • клиенту скучно в привычном, но обжитом пространстве как будто «все и раньше было известно» и уже его не ждет ничего нового, но в новом и необжитом – он очень боится конкуренции, а потому бывает неловок или как будто «заморожен»;
  • клиент склонен долго описывать собственные переживания, подменяя ими живое проживание и связанное с ним изменение поля контакта;
  • клиент демонстрирует склонность вести собственный сеанс во избежание столкновения с чем-то новым, калькируя уже проторенные и известные ему пути;
  • клиент демонстрирует свою преувеличенную независимость от других, но совершенно не переносит никаких критических реакций в свой адрес, его самооценка является при этом нестабильной.

86.3Наиболее хрестоматийно описан эготизм А.С.Пушкиным в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Помните?

«Правду молвить, молодица уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела, и умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

С ним одним она была добродушна, весела,

С ним приветливо шутила и, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее».

И царица хохотать, и плечами пожимать.

И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь».

А дальше великий писатель показывает уже не только эготизм, характерный для разрушения личности злой мачехи, но и исход этой довольно грустной сказки:

«Дома в ту пору без дела злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим, и беседовала с ним,

Говоря: «Я ль всех милее, всех румяней и белее?

И услышала в ответ: «Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна все ж милее, всех румяней и белее».

Злая мачеха, вскочив, об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала и царевну повстречала.

Тут тоска ее взяла, и царица умерла».

86.4Здесь остается только удивляться гениальности и знанию психологии эготизма, а также его прозорливости.

…Ведь бывает же такое… Эготизм побыл у нас

В сказке Пушкина… Царевна так любила…

Но не Вас… И не меня… И ни другого…

А единственно – себя… И все зеркало терзала…

Чтоб оно ей отвечало на вопрос: «Кто всех милее?

Всех румяней и белее?» Что тут скажешь ей в ответ…

Терапевт ты или нет: «Вы, царевна, спору нет…»

Как клиента в терапии правдой маткой не добить?

Здесь процесс не на бумаге, с ним опасно так шутить…

Что знакомы Вам царицы? А встречаются «цари»!!!

Если все же жить захочут? Задолбают терапевта, крови выпьют… упыри… (шутка!)

С уважением, Лилия Семёнова.

24.06.2014 года.

Все права защищены © 2011-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.