Психологические защиты (часть 2). Интроекция (часть 1)

Ребёнок приходит в наш мир совершенно беспомощным и зависимым. Его начальное существование целиком и полностью зависит от матери, которая находясь в слиянии с ним, симбиотически удовлетворяет все его жизненно важные потребности. Он не обладает инстинктами животного, которые могли бы помочь ему в добывании пищи или спасении от возможных опасностей в его жизни. И в этом смысле, он беспомощнее многих животных, но биологи утверждают, что в отличие от многих животных, человеческое существо с самого своего рождения – самое обучаемое существо на планете. И он, развиваясь, постепенно, шаг за шагом, как социальное существо, приспосабливается к своему окружению посредством уподобления ему. Он ещё не способен ничего понять, не знает, что хорошо и что плохо, но воспринимает родительское поведение как «правильное» или «нормальное», становясь частью своей семьи.

Интроекция, как способ взаимодействия с окружением, генетически обусловлен и является одним из ведущих  механизмом приспособления в начале жизни ребёнка. Этот способ актуален, когда ребенок интериоризирует или усваивает жизненные «правила» с помощью заботящихся о нём взрослых. Маленький человек в процессе своего развития постоянно занят тем, что интроецирует всё, что происходит вокруг него: образы, звуки, запахи, информацию, потому что это необходимо ему для адаптации и выживания. И по мере своего роста он включается в процесс интроекции. Этот процесс происходит постепенно. Сначала ребенок интроецирует или копирует родительскую мимику, жесты, привычки. Затем  способы поведения в различных ситуациях, особенно трудных, в которых усваиваются любимые сопротивления его родителей и воспитателей. Далее он проходит своеобразное ролевое обучение, играет в ролевые игры. Наконец, ребенком интроецируются даже способы усвоения информации из окружающей его близкой среды. Позже ему предстоит усвоить социальные рамки общества, в котором ему придется жить, чтобы не испытывать чувства стыда или других неприятных чувств, связанных с социальным неодобрением. В процессе всей своей жизни в норме он будет проверять интроективные положения на наиболее значимых стадиях своего развития. Так, например, проходя стадию автономии, ребенок попытается проверить и ответить себе на вопрос «Я в порядке?» или же на подростковой стадии – «Кто я?» Обе эти стадии включают в себя отделение от главных в его жизни значимых взрослых (обычно это мама и папа) и приобретение некоторого равенства самому себе.

72.2Интроекция – это без оценочное принятие чужих чувств, взглядов, идей, убеждений, оценок, норм, образцов поведения других людей, происходящее без собственного «переваривания» этого материала и его ассимиляции. Если интроецированный материал будет противоречить собственному опыту человека, то есть, по сути, будет являться для него чужеродным, то из-за невозможности его ассимиляции процесс саморегуляции и творческого приспособления к среде будет нарушен. Сначала нарушится Egо-функция, а следовательно, нарушится и Self.

Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не разрешается спрашивать, пробовать, опровергать, изменять или ставить под сомнение систему верований главных заботящихся о нём людей. Эта борьба всегда будет происходить при попытке взрослеющего ребенка жить своей жизнью, но по правилам других, одновременно пытаясь добиться своей автономии. Именно это внутреннее противостояние может и должно стать фокусом в психотерапии для понимания происходящего в психике клиента невротического процесса.

С уважением, Лилия Семёнова.

29.04.2014 года.

Все права защищены © 2011-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.