Зависимость… как много в этом слове… и о чём (часть 4)

53.1Что можно сказать о жертве? У людей с повышенной жертвенностью обнаруживается типично детская модель поведения, характерная для еще не прошедших стадию установления психологической автономии (способности быть психологически независимыми от своей матери). Потому что при успешном завершении этой стадии ребенок приобретает умение полагаться на свою внутреннюю силу, заявлять о себе, а не ждать что кто-то другой будет управлять его поведением. У него появляется свое внутреннее «Я», дающее ему возможность брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, адекватно относиться к авторитету, словесно выражать свои чувства и эффективно справляться со страхом и тревогой. Если стадия автономии не завершена до конца, то ребенок становится психологически зависимым от других и не ощущает четко свое «Я», выделяющее его среди других.

Вовремя незавершенная задача развития приводит к тому, что она словно багаж, который нельзя бросить, а тащить тяжело, переносится во взрослую жизнь человека.

53.2Какие психологические характеристики соответствуют жертве?

  • Трудности в принятии решений;
  • Стремление опираться на других, организация ситуаций, когда значимые решения за них принимает кто-нибудь другой, они позволяют другим людям распоряжаться их жизнью;
  • Часто пытаются привязать к себе других и стать просто незаменимыми, делая для них что-нибудь необходимое, но неприятное для себя. Остро нуждаются в контактах, даже деструктивных, из-за чувства дискомфорта и беспомощности;
  • Беззащитность перед критикой и неодобрением, бесконечные попытки любой ценой восстановить положительное отношение к себе;
  • Нечеткие границы «Я» (они не знают, где заканчивается их личность и начинается личность другого человека), чувство страха, сопровождающее любую инициативу с их стороны;
  • Заблокированная агрессия, прорывающаяся в виде злости, оставляющая после себя чувство вины и стыда;
  • Зависимость от оценки окружающих;
  • Страх одиночества, огромные усилия с целью избежать его из-за сильной растерянности и повышенной тревожности;
  • Отсутствие чувства внутренней значимости, трудности выражения чувств из-за их телесного и психического отчуждения;
  • Невозможность выживания без «прилипания» к другому;
  • Неумение переживать свои эмоции, из-за чего общение с другим человеком приводит к поглощению;
  • Принятие на себя ответственности за чувство и состояние другого человека, желание всегда быть только «хорошим», зависимость от мнения окружающих;
  • Главная цель ее – угадать желания окружающих и их удовлетворить, знать и чувствовать, что им нравится, а что нет – при достижении этого испытывает чувство безопасности;
  • Роль «мученицы», настырное проявление заботы об окружающих;
  • Мягкая, но разрушительная эгоцентричность, выражающаяся в невозможности в чем-либо их убедить, предложить альтернативу. Постановка себя в центр событий с непомерным расширением своей ответственности за чувства, содержание мыслей и даже жизнь других;
  • Скрытность, двойная мораль из-за стремления создать видимость отсутствия проблем и кризиса в отношениях;
  • Слабо выраженная духовность, приземленность.

Про жертву написано очень много, и практического и теоретического. Но «основные признаки жертвы»- это заблокированная агрессия, «власть беспомощности», социальная выгода, разрушенное самоуважение, страх одиночества, вина, стыд, обида.

С уважением, Лилия Семёнова.

22.10.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.