Хиллман Джеймс «Архетипическая психология»

Характеристика книги

Название: Архетипическая психология.

Оригинальное названиеArchetypal Psychology.

Автор: Джеймс Хиллман.

Перевод: Ю. Донц, Валерий Зеленский, М. Пазина.

Издательство: «Когито-Центр».

Серия: «Юнгианская психология».

Год издания: 2006.

Страницы: 352.

Язык: русский.

ISBN: 978-5-89353-186-8, 0-06-092293-1; 2006 г.

Переплёт: мягкий.

Иллюстрации: Нет.

Краткое содержание
Джеймс Хиллман

Джеймс Хиллман

В. Зеленский. Слово о Хиллмане — «созидателе души»

Джеймс Хиллман. Архетипическая теория: К. Г. Юнг

  • Идея и природа личности
  • Личность в своем контексте
  • Структура личности
  • Личность в психотерапии
  • Литература

Джеймс Хиллман. Архетипическая психология

Эссе

Предисловие

Предисловие к пятому изданию

  1. Источники архетипической психологии
  2. Образ и душа: поэтическая основа разума
  3. Архетипический образ
  4. Душа
  • Анима и риторика
  • Душа и миф
  1. Душа, метафора и фантазия
  2. Душа и дух
  3. Созидание души
  4. Глубина и вертикальное направление
  5. Культурный центр (локус): Север и Юг
  6. Политеистическая психология и религия
  7. Психопатология
  8. Психотерапевтическая практика
  • Чувство
  1. Эрос
  2. Теория личности: персонификация
  3. Биографическая часть

Приложения

  • Приложение 1. Литература
  • Приложение 2. Полный список работ Джеймса Хиллмана
  • Приложение 3. Переводы
О книге и авторе от издателя
Archetypal Psychology

Archetypal Psychology

Джеймс Хиллман  — американский аналитический психолог, писатель. Поэт Роберт Блай сказал о нем, что это «самый живой и оригинальный психолог Америки со времен Уильяма Джеймса». Формально Хиллман принадлежит к постюнгианской аналитической школе, её архетипическому направлению (согласно классификации Сэмюэлса).

Коллеги отмечают, что Хиллман — это самый вдохновляющий и «пронзительный» мыслитель постюнгианского этапа развития аналитической психологии. Некоторые добавляют — «самый неистовый». Хиллман знает, что мыслительная работа — один из самых древних и созидательных видов человеческой деятельности. Сотворить мысль — значит вдохнуть некую жизнь, познать статус живого, установить общность, увидеть различие… Важно, что производительная сила человеческой мысли сжигает омертвевшие остатки психического прошлого, отжившие привычки, нежизнеспособные связи… Читать Хиллмана непросто. Структура его текстов — метафорическая фиксация психологического мышления: по-другому не скажешь то, что необходимо сказать.

В этой книге впервые на русском языке опубликованы работы известного американского психоаналитика юнгианского направления, одного из основателей новой психологической дисциплины. Джеймс Хиллман прослеживает интеллектуальную историю архетипической психологии и объясняет корневые понятия и метафоры, составляющие её практическую основу. Анализируется архетипическая теория в том виде, в каком её представлял Карл Густав Юнг, а также обсуждаются идеи других исследователей, ставшие вехами на пути последующего формирования и институализации данного психологического направления. Всё это позволяет считать данную работу основным вводным курсом в архетипическую психологию. В книгу включена подробная библиография работ как самого Хиллмана, так и его коллег.

В последние десятилетия XX в. Джеймс Хиллман создавал новое видение психологии и разработал основы оригинальной психологической дисциплины — архетипической психологии. В данном томе избранных работ «великого реформатора» собраны его важнейшие сочинения 80-х годов, в которых прослеживается интеллектуальная история данного направления, проводится анализ корневых метафор и понятий, составляющих ее практическую основу (эссе «Архетипическая психология»); рассматривается важнейший для современной глубинной психологии вопрос «Чего хочет душа?», ответ на который автор ищет, обращаясь к трудам великих основателей «науки о психическом» — Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Альфреда Адлера («Исцеляющий вымысел»). В книгу включена также важная работа Хиллмана «Эгалитарные типологии и восприятие уникального», посвященная психологической типологии. В ней представлена авторская критическая разработка юнговского учения о типах; рассматривается сложная история взаимоотношений типического и уникального в личности и предлагаются современные способы решения этой проблемы. Данные работы уже публиковались ранее в малотиражных изданиях, вызвали интерес у широкий читательской аудитории и оказались востребованы специалистами самого разного гуманитарного профиля. Для них, равно как и для читателей, до сих пор не знакомых с творчеством Джеймса Хиллмана, и предназначена публикуемая книга.

Цитата из книги

«Архетипическую психологию можно рассматривать как культурное движение, в задачу которого, в частности, входит ревизия психологии, психопатологии и психотерапии на основе западной культуры мышления.

В одной из ранних работ по архетипической психологии Гольденберг (1975 г.) анализирует ее основные направления, рассматривая архетипическую психологию как производную «третьего поколения» юнгианской школы, в которой Юнг рассматривается как источник, а не как основоположник определенного учения. В дальнейшем мы подробно рассмотрим две характерные особенности тех направлений в архетипической психологии, на которых Гольденберг остановила свой выбор: выделение особой роли психопатологии и радикальная релятивизация и десубстанциализация эго.

Отцом архетипической психологии несомненно является Карл Густав Юнг, швейцарский психолог (1875 — 1961 гг.). Хиллман, Лопес-Педраса, Берри, Куглер, М. Стайн, Гугенбюль и многие другие нижеупоминаемые авторы прошли профессиональную подготовку в качестве аналитиков юнгианской школы. (Однако многие из упомянутых в этой книге авторов — Миллер, Кейси, Дюран, Уоткинс, Сарделло — не получили специального юнгианского образования и внесли свой вклад в развитие архетипической психологии на основе феноменологии, литературы, поэзии, философии и религиозных исследований.) Мы обязаны Юнгу мыслью о том, что основные универсальные структуры психического, формальные модели её относительных форм, являются архетипическими паттернами. Их можно сравнить с психическими органами, изначально (конгенитально) снабженными психическим (хотя и не всегда генетически наследуемым) даже в тех случаях, когда они отчасти подверглись изменению под воздействием исторических и географических факторов. Эти паттерны (или archai) можно наблюдать в искусстве, сновидениях и обычаях всех народов. Столь же спонтанно они проявляются и в психических расстройствах. По мнению Юнга, эти изначальные структуры имеют не только культурно-антропологический характер, но и духовный, в том смысле, что выходят за пределы эмпирического мира времени и места и поэтому сами по себе не феноменальны. Архетипическая психология, в отличие от юнгианской, рассматривает архетипическое как неизменно феноменальное (Avens, 1980), освобождаясь тем самым от кантианского идеализма, в неявном виде присутствующего в работах Юнга (de Voogd, 1977)».

Заказать эту книгу можно в книжной лавке.

23.02.2016 года.

Все права защищены © 2012-2016 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.