БАЗОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕШТАЛЬТПОДХОДА (ЧАСТЬ 6) – СТЫД (ОТВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ)

20.1Сегодня я расскажу вам о стыде как о базовой человеческой эмоции. Для начала могла бы предложить вам вспомнить какой-нибудь ваш личный секрет, который вы действительно очень тщательно скрываете от других. Не бойтесь, я не прошу вас никому ничего рассказывать, а просто прошу вспомнить о нём. Возможно, у вас много тщательно скрываемых от других секретов. Так вот, мне бы хотелось, чтобы вы попробовали представить себе, как отреагировали бы окружающие вас люди, если бы ваши тайны стали им известны. Что бы вы могли услышать от них в свой адрес? А что вы сейчас сами чувствуете в своем теле? Дотроньтесь до своих щек, ушей… Возможно, ваши щеки покраснели, а уши на ощупь просто горят. Так иногда в терапии выглядят клиенты, которые делятся своими переживаниями разного рода стыда. Иногда такую исповедь могут сопровождать звуки, идущие из области кишечника. Кажется, что он решил-таки все рассказать за клиента.

Стыд – тяжелое эмоциональное переживание, представляющее собой усвоенное рсбёнком с детства (интроецированное) отвращение, отвержение и игнорирование родителей к нему. И здесь речь идёт не о каком-то проступке ребёнка и связанной с ним вины. Здесь всё гораздо тяжелее, потому что затрагивает вопросы идентичности, того, кто я есть такой.

Любой ребёнок в процессе взросления ощущает свои желания, потребности, жаждет их удовлетворения. Но иногда сталкивается с тем, что эти потребности и желания игнорируются его ближайшим окружением и значимыми взрослыми, не получают их поддержки и признания, а иногда вообще запрещаются. Заблокированные и нереализованные, они становятся стыдом – остановленным возбуждением. Взрослые люди четко дают понять маленькому ребёнку, что «он не должен быть таким, какой он есть, а должен стать другим, его потребности и желания тоже должны стать другими», а иначе «ты – неправильный и такой, как есть, не можешь быть принятым и любимым». Вырастая, как член общества, уже будучи сильно связанным социальными связями и отношениями, такой человек будет думать, что «такой, какой он есть, он не достоин принадлежать человеческому обществу» каждый раз, когда столкнется с социально неприемлемыми собственными инстинктивными импульсами, желаниями, потребностями.

20.2По спектру нарастания эмоции возрастание интенсивности происходит в следующем порядке: смущение, замешательство, застенчивость, робость, скромность, неудобство, растерянность. По мере взросления во внутренней речи это отвращение человека к себе начинает звучать следующим образом: «Я сам себе отвратителен. Мне так стыдно быть таким, какой я сейчас. Я сгораю со стыда и просто готов провалиться сквозь землю. Я краснею и прячусь ото всех». Если родители демонстрируют ребенку свое отвращение, то оно является для ребенка отвержением, лишением их любви, и ребенок готов разрушить свою неугодную для них часть, только бы остаться в контакте с родителями. Таким образом, и происходит интроецирование ребенком стыда от родителей, обучение быть с ними в контакте и соответствовать их ожиданиям. Позже уже не ребенком в переживании стыда взрослая личность станет отвергать часть себя под влиянием окружающей социальной среды или старых родительских интроектов. В переживании стыда всегда имеет место присутствие ока строгого оценивающего наблюдателя, носителя правильных ценностей поведения. Незримое око зачастую проецируется и на партнера по контакту. Это противопоставление стыдящего и стыдящегося, буквально парализует последнего, блокирует колоссальное количество его жизненной энергии. Но в терапии в эту диаду включается третий человек – терапевт. Он как свидетель способен внести нечто, что даст выход из тупика бессилия, переживаемого стыдящимся человеком. Здесь речь идет о возможности терапевта поделиться своими чувствами от рассказа клиента. А чувства могут быть самыми разными: от безразличия до ярости, от любопытства до раздражения, от нежности до жалости, от удовольствия до отвращения, да, самые разные, зачастую совсем неожиданные для клиента и вовсе не такие ужасные, как он их себе рисует в своих фантазиях.

Для взрослого человека стыд – это социализированное отвращение к себе. Энергия стыда возникает из противопоставления идеального Я и оцененного Я, это напряжение между тем образом, каким человек хочет быть или выглядеть в глазах других, и тем, каким он себя оценивает. Оценка складывается из самооценки и внешней оценки его. Стыд по своей сути является эмоциональным переживанием человека, убежденного в своей абсолютной бесполезности, «плохости», не имеющего в своей сущности никакой ценности. И здесь стыд относится к человеку в целом, а не к какому-то его специфическому поведению. Можно сказать, что сегодня все мы живем в атмосфере стыда. Люди стыдятся быть настоящими, стыдятся своих истинных взглядов, своего жизненного опыта, своих побед и поражений, своего тела, своих желаний, фантазий, потребностей, своих истинных чувств. Потому что другие их обязательно не поймут, осудят, отвергнут.

Стыд всегда прерывает актуальный для человека контакт, так как обычно человек, испытывающий стыд, считает себя недостойным этого контакта, и он думает, что должен либо изменить себя, либо уйти, а иногда даже просто хочет исчезнуть. Телесно сильный стыд проявляется в виде поникшей головы и сжатия тела. Тот, кто чувствует стыд, всегда чувствует себя очень одиноким, но на самом деле, это не так. Всегда есть тот, кто стыдит. Если это не кто-то снаружи – значит это кто-то внутри: чаще всего это внутренние родительские фигуры. И в терапии очень важно идентифицировать их и их стыд, чтобы частично избавиться от него.

Ещё важно отметить, что дистанция при переживании стыда фиксируется. Стыд, отностительно дистанции, представляет собой остановленное бегство, замирание с исчезновением для уменьшения незримого, но всевидящего ока. Даже чувствовать стыд считается постыдным. Переживание эмоции стыда является настолько болезненным, что вокруг избегания стыда организуется значительная часть поведения, включая сокрытие стыда с помощью других эмоций (например, с помощью гнева, депрессии, отрицания и т.д.). Стыд в некоторых формах является неотъемлемой частью человеческих существ. Он вписан в наш генетический код и молекулы ДНК.

20.3Есть и токсический стыд. Это стыд, при котором отвергаемая часть своего Я буквально сравнима с целым Я. Поэтому полное отвержение невозможно, так как возникает угроза всему Я. Но и целостность невозможна, так как энергия стыда не разряжена. Тогда человек будет нуждаться в терапии, целью которой является дифференциация внутренних отвержений, распознавание и новая ассимиляция интроектов, направление остановленной энергии на тестирование среды при постоянном признании терапевтом клиента.

Энергия стыда – это энергия для изменения и преобразования своего Я. Стыд сопровождает любое изменение Я, например, обучение, демонстрацию своих достижений и приобретений. В большинстве культур стыд используется при воспитании детей при формировании регулятора и модулятора поведения, который будет гарантировать, что поведение ребенка останется в пределах норм и нравов семьи и культуры.

При нарциссическом типе организации контакта есть много скрытого стыда и огромный дефицит признания при невозможности его получить. Это связано с детским опытом нарциссических и пограничных клиентов, выросших в атмосфере эмоционального игнорирования или отвержения. Их успехи принимались родителями как должные, а неудачи наказывались и покрывались позором. Можно предполагать существование универсальных «пусковых механизмов» – своеобразных крючков, которые запускают стыд, например, обнажение гениталий, инцестуозные фантазии, выделительная активность. Большинство специалистов в области психосоматики и психиатрии сходятся во мнении, что стыд лежит в основе большинства, если не всех психологических расстройств (параноидальных, шизоидных феноменов, компульсивных расстройств, расщепления личности, пограничных состояний и нарциссических расстройств), а также многих сложных и разрушительных внутренних состояний: депрессии, отчуждения, самообвинения, изолирующего одиночества, перфекционизма, глубокого чувства неполноценности, неадекватности, неудачи. Все эти неприятные феномены коренятся в существенной межличностной неудаче стыдящегося человека. Переживания такого тяжелого опыта прерывания своего возбуждения способны привести к аффектам от слабого смущения и замешательства, до глубочайшего унижения, а иногда – до состояния слепой ярости и эмоционального взрыва.

В терапии клиент, уставший переживать свой тайный стыд, вынужден показать свою слабость, поделиться своими сокровенными переживаниями и начать переживать свой стыд открыто в контакте с терапевтом. Так как стыд является регулятором возбуждения, то за ним всегда появляется доступ к истинному желанию, зачастую не осознанному клиентом. Осознание своей потребности может привести к поиску различных способов ее удовлетворения, в том числе и социально приемлемых. Терапия подразумевает возможность изменения привычных способов функционирования человека. Но для того, чтобы открыть путь к этим изменениям, клиенту важно принять себя таким, как есть. Большее осознавание себя дает возможность большего осознавания и своих противоречий. Но осознавание своих противоречий, в свою очередь, помогает осуществить поиск и выбор новых способов поведения и взаимодействия в социальной среде. Только появление чувства стыда на границе контакта способно открыть колоссальный ресурс, скрытый с помощью механизмов эмоционального сопротивления, забирающий значительную часть энергии и интереса к жизни. И хотя работа с пограничными и нарциссическими клиентами достаточно сложна из-за страха близости и отвержения, соблазнения и ожидаемой брошенности, но она очень важна, и, по сути, состоит во взращивании внимания и уважения у клиента к себе и к своим чувствам, обучение его эмоциональной чувствительности вместо немедленной эффективности. Это – построение пространства доверительного контакта двух людей, где самым большим ресурсом является наша человечность со всем ее несовершенством, но и удивительной красотой рассказанной уникальной человеческой истории, искренняя радость от встречи двух миров, рождающих нечто новое в процессе их диалога.

С уважением, Лилия Семёнова.

16.04.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.